Народный календарь мая: пора пахать и сеять

1592
8 минут
Народный календарь мая: пора пахать и сеять Фото ru.freepik.com
Выйдешь на улицу и чувствуешь: шагает по родимой земле долгожданный, разноликий и неугомонный цветень-май. На полях, лугах, в рощах, перелесках обновление и перемены. Палитра красок глаза манит. Тона то светло-зеленые, то зеленовато-бархатистые, то нежно-лиловые, желтые, то розовато-белые. Радует все живое майская пора - пора цветения, молодой зелени, веселого птичьего гомона. Но крестьянин на эту красоту не обращает внимания, не до нее. Майский день год кормит. 

11 мая – Березосок. День мученика Максима и апостола Ясона, целителей. Больных лечили собранным в этот день березовым соком, особенно целебным на Максима. Лучший сок течет в жилах самых верхних ветвей дерева. Добраться до него непросто, но именно он обладает исцеляющей силой.

15 мая – день Бориса и Глеба Сеятелей, покровителей посевов. Соловьиный праздник. Считалось, что на Бориса и Глеба начинают петь соловьи. Услышав первого соловья, нужно успеть скинуть с себя рубашку, тогда кожа будет гладкой и красивой. В этот день наши предки продолжали активные работы в поле. Иногда 15 мая называли также барыш-день, а святого Бориса - барышником. Купцы устраивали ярмарки в его память в надежде получать за это барыши в течение всего года. Успешность дела также сулила и удачная продажа чего-либо в этот день. Утром считалось хорошей приметой пересчитать деньги, а вечером по итогам торговли обязательно устраивалось застолье для угощения бедняков. Верили: тот, кто будет щедр 15 мая, получит хороший урожай. 

16 мая – день Мавры Рассадницы. Народ уделял много внимания огородным весенним делам. В этот день хозяйки высаживали рассаду капусты и засевали грядки семенами других овощей. Свежие посадки окропляли святой водой. Так защищали растения от гусениц и тли. Но если Мавра приходилась на четверг, то посадки откладывали. Считалось, что их съедят черви. У народного праздника есть и другие названия: Мавра Молочница (по поверью, в этот день коровы приносили самое вкусное и густое молоко), Мавра зеленые щи (к этому времени запасы кислой капусты подходили к концу, поэтому селяне добавляли в щи зелень - щавель, лебеду, крапиву). Считалось, если черная полоса в жизни затянулась, то 16 мая нужно украсить свой дом веточками березы, принесенными из леса.

17 мая – Пелагия Заступница. Пелагию считают заступницей всех несправедливо обиженных. Вечером на Пелагею огородники проводили обряд, который должен был защитить посадки от дурного глаза и разных вредителей. Для этого на огород выносили надтреснутый горшок, клали в него крапиву и ставили горшок вверх дном на самую середину средней грядки. Считалось, что любая вражья сила, прикоснувшись к жгучей крапиве, испугается и убежит с огорода. 17 мая еще и День баклушников. В этот день рубили деревья, чтобы сделать из них заготовки для деревянных ложек - баклуши.

18 мая - Ирина (Арина) Рассадница. Высаживали рассаду капусты (кто не успел посадить 16 мая) и с любовью причитали: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика». Существовали запреты на участие в посадке овощей мужчин: «Если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода». В этот день также выжигали покосы, чтобы избавиться от старой, высохшей травы. Поговорка гласит: «На Ирину худая трава из поля вон».

19 мая – Иов Огуречник, или Иов Горошник. В этот день сажали и сеяли огурцы и горох.

Но просто высадить их на своем участке  мало! Нужно было сделать это по особым правилам. Дожидались большой росы. Говорили: «Если Иов росы распустил - пора сеять огурцы и горох». Недаром по народному календарю этот день еще называли Росенник.

Надо утром босыми ногами походить по земле, по траве, по росе. Майская роса и лечит, и бодрит, к работе поспешать велит.

20 мая - Купальница. Нырять в речку еще рановато, но в этот день следует купать лошадей. Если же у вас нет собственного коня, то никто не запретит окатить водой себя любимого. Утром следует выставить на улицу ведро воды. К полудню вода напитывается силой солнечных лучей, и можно опрокинуть ведро на себя. Заряженная солнцем, вода придаст силы, бодрости и здоровья на целый год. Продолжается пора посевных работ. На Купальницу соседи пытаются тайком своровать друг у друга семена. Считается, что они лучше всходят и дают богатый урожай.

22 мая - Вешний Никола. С этого дня устанавливалась теплая погода. Селяне занимались посадкой картофеля. Считалось, что если зазеленела березовая роща, если земля прогрелась на семь сантиметров, значит сажай картофель. Николай Чудотворец, Вешний Никола, считается покровителем лошадей, поэтому крестьяне молились, чтобы он защитил их скотину. Причем каждую лошадь и корову называли поименно. Никола Вешний традиционно считается мужским праздником. Парни в этот день первый раз отправлялись в ночное. С собой брали пироги с гречневой кашей. Вечером к ним присоединялись девушки - и начиналось веселье с песнями и хороводами.

23 мая - Симон Зилот. К этому дню подходило время посева пшеницы – от южных областей к северным. Где-то - посев, а где-то - досев, окончание. «Сей пшеницу на Симона Зилота - родится аки злато», - напоминала поговорка ленивым да нерадивым. 

24 мая  -  Мокий. Наши предки этого праведника прозвали Мокрым. С одной стороны, связано это было с тем, что это слово показалось русским людям очень созвучным с именем святого. С другой же - название дня в народном календаре оправдывалось тем, что в этот период часто лили дожди. В некоторых районах бытовало убеждение, что дождь в Мокиев день, если под ним хорошенько вымокнуть, поможет стать человеку сильнее. И тогда целый год к нему не посмеет приблизиться никакая хворь. В Мокиев день  категорически запрещалось работать в огороде, полоть, сажать, делать гряды (говорили, что все растения, высаженные вопреки запрету, не приживутся). Утром необходимо отправиться в церковь и помолиться о хорошем урожае и крепком здоровье. А днем можно заняться стиркой или готовкой.

25 мая - Епифанов день, или Рябиновка. Обычно к этому времени уже расцветала рябина. В этот день обязательно нужно подойти к рябине и попросить ее уберечь ваш дом от пожара. О том же молились и святому Епифанию. Рябина оберегала людей не только от пожара, но и от прочих несчастий - не зря ее всегда сажали в палисадниках. Защищала она и от сглаза. Ветка рябины, как считали на Руси, помогала заблудившемуся в лесу человеку найти дорогу к дому. Если 25 мая сорвать ветку цветущей рябины и поставить в вазу, то это будет вашим оберегом и талисманом на удачу и благополучие на весь год.

В прудах к 25 мая расцветала одолень-трава – кувшинки. Этот цветок считали магическим. Да и его появление означало, что заморозкам конец. А вот приносить в дом кувшинки считалось дурным знаком.

26 мая - Лукерья-комарница. Потому и комарница, что пришло время появления комаров, а значит, и дополнительной муки для крестьянина. Но на всё воля божья, и терпит крестьянин комара-кровопивца, тем более что комар - барометр и предсказатель: комаров много - дождь завтра будет; комаров мало - овсов и трав не будет; много комаров - готовь под ягоды коробов.

27 мая - Сидор-огуречник. Как на Иова (19 мая) сеяли огурцы, так и на Сидора-огуречника сеют. Погодный разрыв между южными и северными областями России нормален и естествен. На Сидора (примерно в это время) прилетают ласточки. Как и голуби – самые чистые (и святые) птицы, по крестьянским поверьям. Именно ласточки, в отличие от воробьев, старались избавить Христа от мучений на кресте: похищали гвозди у палачей, вынимали колючки из тернового венца Иисуса, носили ему воду. Поэтому ласточкино гнездо под крышей дома обеспечивало обитателям счастье и благодать. Великий грех - разорить гнездо ласточки. Разоривший гнездо сам останется без крова.  Считалось, что ласточки приносят тепло. К этому же времени начинает куковать кукушка. А как кукушка закукует, так и сеять лён. На Сидора – первый посев льна.

28 мая - Пахом-бокогрей. На Руси этот день ждали с особым нетерпением. На Пахома переставали дуть холодные ветра с севера, погода настраивалась на мирный лад. Пришел Пахом - запахло теплом. 

31 мая – Федот, Семь дев. Последний дуб листву разорвет. Вообще, дуб на Руси считался символом могущества, силы, веры. Под дубом нередко совершали брачные церемонии: молодым нужно было взяться за руки и три раза обойти дерево. Такой союз считался скрепленным навеки. Кроме дуба, героем этого дня был лён — его сеяли как раз на Федота, сеяли семь дев. Так и говорили: «Сеют лён у семи Алён».

По народным приметам, как поработаешь в огороде, на полях в мае, таким и будет урожай. Действительно, всякое семя знает свое время. Кто впору сеет, тот семян не теряет, а кто поздно сеет, тот редко веет. Вот такой май - под кустом рай. Дорога в лето. Так пусть она будет прямой, цветастой, щедрой, урожайной, изобильной!

Подготовил Олег Козлов, Смоленская область

Здесь можно подписаться на газету Завалинка



Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.