Новости Северодвинска и Архангельской области

Годы школьные, послевоенные…

17.09.2016
Изменить размер шрифта
Школа №7 (теперь гимназия №8). Четырёхэтажное здание построено по типовому проекту тех времён: просторные классы с высокими потолками и широкими окнами. Фото Владимира ЛАРИОНОВА-мл.

Десятилетию общественного движения «Дети войны Молотовска» посвящается.

Я вспоминаю далёкий 1948-й год, когда я пошла в первый класс. Школа №7 (теперь гимназия №8) на улице Северной (теперь Торцева) находилась недалеко от моего дома. Четырёхэтажное здание школы построено по типовому проекту тех времён: просторные классы с высокими потолками и широкими окнами.

В войну школа была эвакогоспиталем №2522. В суровые военные зимы в школе замёрз водопровод, была разморожена отопительная система и полностью вышла из строя канализация. Но сразу после войны школа была отремонтирована и в ней снова стали учиться дети.

Очередь за портфелем, ботинки по ленд-лизу
Мне было почти восемь лет, но читать я не умела. Мама неграмотная, а отчиму, окончившему три класса церковноприходской школы, недосуг было меня азбуке учить. Можно было, конечно, попросить дворовых мальчишек, но я с ними из-за своей непоседливости часто конфликтовала. Чтобы отправить меня в школу, маме пришлось перешить своё единственное выходное платье из плотного атласа и покрасить в коричневый цвет, выстоять очередь в универмаге (что был рядом с рестораном Эдельмана) за портфелем. Обута я была в жёлтые американские ботинки, полученные по ленд-лизу за пропавшего без вести отца.

В предвкушении новой жизни, размахивая пустым портфелем, я весело шагаю в школу. Во дворе школы шумно: крик и беготня, девчонки прыгают и качаются на доске, положенной поперёк бревна. Одеты все по-разному, кто в чём. Но настроение приподнятое!

На школьное крыльцо выходит молодая тётенька в чёрной юбке и вышитой гладью белой блузке. Красавица! Глаз не оторвать! Это учительница первоклашек Лилия Сергеевна Слепухина. Она даёт звонок медным колокольчиком и приглашает нас в школу. Помню, как быстро я освоила буквы и научилась складывать слоги в слова. Очень любила чистописание. Писали мы ручками с пёрышком «звёздочка», выводили линии с нажимом и волосяные. На уроках рисования мы рисуем репку, морковку, огурец, свёклу. Цветные карандаши были не у всех детей, поэтому Лилия Сергеевна просит делиться. На уроках труда лепили из глины эти же овощи, глину приносили из дома. Уроки физкультуры проходили на улице, мы бегали около школы. Моим любимым уроком была арифметика.

Вот я решаю примеры в столбик. Я считаю быстро, а пока жду всех остальных, рисую между столбиками цветочки, за что тут же получаю замечание.

В большую перемену те, у кого были деньги, бежали в буфет за пирожками. У меня перекус состоял из выданной мамой бутылочки чая и куска чёрного хлеба. Поначалу я в школе озоровала, какой-то чертёнок вырывался из меня наружу: то смех разберёт посреди урока, то глину подложу кому-нибудь на сиденье парты. Со временем чертёнок пропал и из меня сформировалась внимательная и послушная девочка, которая на всех уроках сидела с поднятой рукой. А ещё я с той поры долго и совершенно искренне верила всему, что говорили старшие, особенно с высоких трибун.

Нас воспитывали патриотами
Надо отметить, что воспитание детей в те годы было поставлено так, чтобы мы вырастали патриотами. Мы искренне любили Родину и готовы были оказать любую посильную помощь взрослым. Ведь рабочий день у них был 12 часов, и они очень уставали...
До войны вышла книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», по которой был снят фильм. Начавшееся с этой книги тимуровское движение заключалось в помощи семьям фронтовиков. Мы, тимуровцы, ходили в семьи фронтовиков. И дрова кололи, и воду носили, и вообще помогали, чем могли!

Ещё помню, как в начальной школе Лилия Сергеевна прочитала нам напечатанный в «Правде» от 27 января 1942 года очерк Петра Лидова «Таня». Мы, почти не дыша, слушали о героической гибели мужественной девушки-партизанки, назвавшей себя Таней. С какой ненавистью к фашистам мы рассматривали помещённую в газете фотографию замёрзшего трупа девушки. Как нам было её жалко! Позже выяснилось, что имя этой девушки — Зоя Космодемьянская. Ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. А школа №7 стала носить имя этой героини.

Школьная жизнь в городе была очень активной. Часто устраивались встречи ребят с фронтовиками, вернувшимися в город. В школе №3, что на Пионерской, где я училась в 5-7-х классах, у нас был драмкружок. Там мы под руководством Николая Сундукова, артиста драмтеатра, ставили разные спектакли. Помню постановку «Молодой гвардии», где я сыграла роль, представьте себе, Олега Кошевого. Ведь школа наша была женской, поэтому все роли играли только девочки. Вспоминаю наши спектакли и удивляюсь, ведь парики и костюмы, особенно для постановки сказок, нам давали в костюмерной драмтеатра под честное слово! Без всяких документов и расписок!

Да, ещё я хорошо помню, хоть и мала была, как во время войны в городе практически на каждой стене висели запомнившиеся мне на всю жизнь плакаты: «Родина-мать зовёт!» Тоидзе и «Ты чем помог фронту?» Моора.

Как же давно всё это было... Школа, тимуровское движение, драмкружок и плакаты военных лет... Но детская память цепкая, поэтому и помнится всё отчётливо.

Галина КОВАЛЬ

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий