Новости Северодвинска и Архангельской области

Вычитать и умножать, учителей не обижать...

04.10.2014
Изменить размер шрифта
У Светланы Десневой есть свое представление о мотивах, которыми руководствуется в своих планах управление образования. Фото Владимира Ларионова-мл.

Как недавние инициативы властей воспринимает профсоюз работников образования.

«Вечерка» уже писала о том, как всколыхнул общественность приказ от 27 августа №421 «О мерах по оптимизации», который подписал начальник управления образования мэрии Сергей Попа («Оптимизация» принята с пессимизмом», «ВС» №37 от 24 сентября). Речь, напомним, не только об административном объединении 21-й, 22-й и 25-й школ, но и, по плану, о разделении начальной, средней и старшей школы по трем корпусам. В нашем материале вкратце речь шла и о позиции городской организации профсоюза работников образования. Но взгляд на события председателя организации Светланы Десневой заслуживает, пожалуй, большего внимания. Тем более что судьба трех школ – не единственная проблема, находящаяся в центре внимания профсоюза…

Ни ясности, ни открытости
У Светланы Александровны есть свое представление о мотивах, которыми руководствуется в своих планах управление образования. Администрации области и муниципалитетов подписывают соглашение о средней зарплате бюджетников, которой нужно достичь к концу года. Договорные цифры – 33240 рублей для учителей и 28603 рубля для воспитателей детсадов, а реальные средние цифры на 1 сентября – 32880 и 25966 рублей. Чтобы выйти на требуемый «рубеж» к концу года, Северодвинску не хватает 85 миллионов, между тем область их не дает. Вот отсюда и возникают планы «оптимизации», считает руководитель профсоюза.

Собственно, с какой-то частью приказа она согласна. Нет вопросов с присоединением 7-й школы (закрытой на реконструкцию) к прогимназии. Понятно и вливание 38-й школы в 12-ю: новый закон «Об образовании» не предполагает такой формы, как «открытая (сменная) школа». Но реорганизация 21-й, 22-й и 25-й – совсем другое дело. Профсоюз разделяет и обеспокоенность родителей безопасностью детей, которым придется идти в новые для них корпуса через несколько автодорог, и тревогу педагогов за традиции своих школ, за свою педагогическую нагрузку, за то, сохранится ли наполняемость классов – родители ведь могут перевести детей в расположенные ближе школы, к примеру в 20-ю или 16-ю. К слову, сама Светлана Деснева, будучи председателем профсоюзной организации, продолжает работать в 22-й школе – преподает информатику, математику, экономику. И как учитель, например, очень дорожит даже своим кабинетом, оформленным собственноручно. И у нее есть на это право, думается… В общем, слишком много неясного в том, как будет реализовываться приказ и как он скажется на конкретных судьбах сотен людей.

Особый разговор о том, что неоднозначный приказ был принят без всякого рассмотрения с профсоюзом, не говоря уже об учительских коллективах и родительских комитетах. Начальник горуо подготовил, правда, краткий, но насыщенный ссылками на нормативные акты ответ на протестующее письмо профсоюза. Сергей Попа доказывает: никакие правила не нарушены, ничьи права не ущемлены. А что до общественного обсуждения, то еще не поздно, «поскольку начало основных мероприятий, утвержденных приказом… от 27.08.2014 №421… намечено на апрель 2015 года». Только очень и очень многие родители и педагоги почему-то считают иначе…

Строго говоря, решение о реорганизации действительно еще должна принять комиссия по оценке последствий этого шага. Заседать будет под председательством заместителя мэра Александра Усова, а состоит она из представителей разных подразделений мэрии. Из общественности – лишь та же Светлана Деснева. Пока ее не устраивает вариант реформы. Но услышат ли ее? При такой организации дела, быть может, было бы уместно либо ввести право вето для представителя профсоюза, либо установить несколько другой состав комиссии – в пользу представителей общественности? Вопрос риторический…

Атас! Отменяется первый класс
- Но есть еще вторая часть того же приказа – об оптимизации учебных программ, это вообще атас! – не скрывает эмоций руководитель профсоюза.

Основания для этого, пожалуй, есть. Предполагается, что пять школ – 3-я, 9-я, 11-я, 16-я, 23-я – в ближайшие годы не получат муниципального задания на обучение в старших классах – лишь на начальное и основное общее образование. А гуманитарная гимназия №8 с 2015 года не станет набирать первоклассников – по образцу 17-го лицея и Северодвинской городской гимназии.

- Причем если реорганизация школ хотя бы проходит через решение комиссии, то эту оптимизацию можно провести просто приказом, вообще без всяких консультаций с общественностью, – дополняет Светлана Деснева. – А следовало бы! Посмотрите, каково будет родителям будущих первоклассников, живущим в районе 8-й гимназии. Куда их вести? До 3-й или 9-й школ может быть опять же три-четыре автомобильные дороги! Сейчас в управлении образования говорят, правда, что все это будет привязано к вводу в строй 7-й школы после капремонта и реконструкции. Но на бумаге это решение не зафиксировано, к тому же и сроки начала работы 7-й неизвестны – неясно даже, когда сам ремонт начнется! Да и туда вести детей кому-то может быть неудобно…

А как нарушится система работы педагогических коллективов в реформируемых школах, волнуется председатель профсоюза. К тому же она уверена: что бы ни говорили успокоительно в мэрии, сокращения в случае реформ неизбежны. И пострадать могут в первую очередь молодые, не защищенные высокими категориями педагоги. А их и так не слишком много…

Всем 56! Или всем 42?
Конечно, сюрпризы от муниципалитета – далеко не все, с чем приходится иметь дело педагогам и их профсоюзу. От муниципальной власти никак не может отстать федеральная!

Во-первых, до сих пор нет приказа Минобразования России, который бы регламентировал рабочее время педагогических работников. Документ этот ждут давно, к 1 сентября, по логике, он должен был быть издан – но пока общественность в неведении. Между тем речь о весьма серьезных вещах.
- Вот я как учитель имею ставку в 20 часов при норме в 18, - поясняет Светлана Александровна. – А рабочая неделя у женщин – 36 часов. Но разница приходится на подготовку к урокам, самообразование, проверку тетрадей, посещение мероприятий, дополнительные занятия – дел у педагогов много. Мы подсчитывали – у словесника получается реальная нагрузка, скажем, 52 часа в неделю, и это никак не регламентируется. А следовало бы! Кроме того, до сих пор педагог вправе после уроков сам распоряжаться своим временем. Те же тетради кто-то проверяет дома, кто-то – у себя в кабинете. Между тем известно, что в правительстве есть планы как-то ограничить эту «вольницу» - возможно, всех обязать сидеть в школе по 36-40 часов в неделю. Наверное, считают педагогов бездельниками! Профсоюз против…

Не менее встревожены в профсоюзе и информацией о планах урезать продолжительность оплачиваемого отпуска ряда категорий педагогов. Известно, что учителям положен отпуск 56 календарных дней (плюс 24 северных), а педагогам дополнительного образования и воспитателям детских садов – лишь 42 дня. Разумеется, у профсоюза и «экономного» Минфина разные взгляды на то, как следует разрешить эту несправедливость. Профсоюз за то, чтобы все педагоги пользовались отпуском 56 дней. Чиновники же мечтают о 42 днях. Не для себя – для учителей…

- Кроме того, мы за то, чтобы рабочая неделя у воспитателей садиков была 30 часов, как уже есть у воспитателей групп продленного дня, - дополняет Светлана Александровна.

Нашим не до забастовок
Между прочим, та же проблема была совсем недавно в Норвегии. Там рабочая неделя 37,5 часа, но сюда входят три часа на самоподготовку. Чиновники решили сэкономить на этих трех часах. Профсоюз вывел педагогов на забастовку – и победил!

- А вот в Швеции отбить аналогичную атаку наши коллеги не смогли… - сочувствует скандинавам Светлана Деснева. Проблемы-то у педагогов общие.
Наши, хотя по уровню благосостояния и уступают шведам с норвежцами, бастовать не собираются. Но поднять вопросы перед властью необходимо. Тем более что случай налицо в ближайшие дни: 7 октября – Всемирный день действий «За достойный труд!»

Станислав ЗЕЛЯНИН

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий