Новости Северодвинска и Архангельской области

Напугали бабку хреном

16.08.2014
Изменить размер шрифта
Не нужен нам йогурт латвийский, и фенхели нам не нужны! На минувшей неделе президент Путин наложил запрет на экспорт некоторых видов продовольствия из стран, поддержавших санкции в отношении России. Эмбарго, господа! Ну вы знаете.

А la guerre comme a la guerre
Хотя, возможно, слово «господа» в данном контексте уже не актуально. Господа - это когда фуагра, мидии и сибас – всегда! Пришел в супермаркет, взял тележку, оттянулся аки москвич в «Ашане» (чуть не написала «москаль») и лежишь себе на диване над новостями рыдаешь. Теперь мы скорее товарищи. Ну судя по тому, что кормить нас товарищи Си Цзиньпин и Лукашенко собираются.

Ситуация-то действительно с запашком. Не знаю, как вам, а мне неудобно смотреть в глаза ни в чем не повинному греческому фермеру, даже если глаза эти показывают по телевизору. Мне кажется, что это лично я виновата в том, что человек, возможно, разорится. Но - аla guerre comme a la guerre…Ничего не поделаешь.
Хочется отметить: скверную новость о том, что сыр с плесенью опять станет дефицитом, северодвинский покупатель перенес стоически. Ни в пятницу, ни даже в понедельник его, равно как творог «Сваля» и йогурты «Валио», с прилавков не смели. Впрочем, пройтись по нашим продуктовым магазинам и пристальнее посмотреть на ассортимент в любом случае интересно.

Визуальный осмотр и изучение графы «производитель» на ценниках показал, что импортных товаров в красивых бумажках и пакетах более всего в «Петровском». Память подсказывает, что во «Вкусомире» их не меньше, но туда я сей раз не заходила.
Тому, кто причисляет себя к разряду гурманов, в «Петровском» дышится много легче, чем, к примеру, в «Магните». Датские паштеты и мидии, шведская сельдь (а никакая, товарищи, не селедка), сербские мясные консервы, сыры французские и итальянские, прибалтийская молочка, финские колбасы, конфетки и выпечка со всего, американская шоколадная паста, да что там – варенье от Ангелы Меркель даже!
Нельзя сказать, что отечественные продукты и товары дружественных стран в «Петровском» представлены слабо. Наоборот – они, по моим ощущениям, превалируют, чему тоже есть объяснение. 

И все же потребительская корзина разборчивого едока выглядит тут на порядок привлекательнее, чем у государственных статистиков. Окорочка из США, австралийская говядина, бразильская свинина и аргентинская печенка тоже имеются, однако отечественный мясопром в «Петровском» явно чтут.
Огорчил фруктово-овощной сектор: египетский картофель по 29 рублей за кило, голландская морковь, израильская редиска, итальянский репчатый лук и немецкие маринованные огурцы вызывают чувство не то бессилия, не то обиды за державу. Но раз возят, значит, берут, не глядя подчас на мелкие буквы на ценнике. Ибо кому и в голову-то придет, что картошку из Африки в Северодвинск привезти проще, чем из Верхней Тоймы.

Впрочем, люди сведущие объяснили мне, что огромную роль здесь играет так называемый фактор хранимости. Верхняя Тойма до следующего урожая может и не дожить, тогда как импортный картофель (морковь, лук и пр.) очень даже может.

Скромнее надо быть!
Скромнее надо быть, товарищ Сидоренкова! Отправляюсь в яргинский магазин не менее известной торговой сети «Пять шагов». Импортные продукты класса премиум здесь тоже представлены, но в меньшем ассортименте. В основном это те же сыры-колбасы, сладости, экзотическая зелень, алкоголь. Премиум  не конек «Пяти шагов». Скорее, это большой и удобный магазин для массового покупателя, которому иногда хочется чего-нибудь этакого. Бывает, просит душа сыра заплесневелого или «Вильяма Лоусона», эх, просит. В общем, заместить санкционную продукцию большого труда, я думаю, не составит.

Будь проще, и к тебе потянутся люди – сим замечательным принципом руководствуются поистине народные торговые сети «Гарант» и «Магнит». Здесь всегда людно и по-деловому суетно, всегда все предсказуемо, почти всегда дешевле. Кстати, именно в ягринском «Гаранте» я столкнулась с реальным действием эмбарго, правда, с неожиданной стороны.

Ко мне подходит бабушка лет семидесяти, протягивает шпроты:
- Дочка, помоги прочитать, чьего они производства. Не прибалтийские ли? Слепая я стала.
Пока щурюсь, интересуюсь:
- Зачем это вам?
- По телевизору сказали, что прибалтийские есть запрещено.
- Так это по политическим мотивам, а не по экологическим. И запретили не кушать, а ввозить. И не шпроты, а...
Вижу, бабушка мне не доверяет - берет банку и ковыляет к кассам. (Шпроты не «вражескими» оказались.) По телевизору ведь сказали...
Итак, ценники с импортными марками здесь имеются, но в небольшом количестве. Думаю, их не более двадцати процентов. И это  большая политика самого «Гаранта». Несколько лет назад в одном из интервью руководитель торговой сети рассказывал мне, что компания делает упор не просто на отечественного, а на местного производителя. То есть многое из того, что на территории Архангельской области производится, на полках «Гаранта» представлено. Психология покупателя так устроена: чем ближе к дому, тем вкуснее и свежее. Премиума тут не много, поэтому замещать придется минимум товаров. Разве что относительно экзотические персики-нектарины.

Да, торгуют в «Гаранте» и маринованными овощами из стран Евросоюза, и извест-ной на весь мир продукцией продуктовых акул вроде «Данон». Но это, скорее, для того, чтобы покупатель чувствовал себя как дома. Оказывается, Россия – вторая в мире брендозависимая страна, уступающая только Бразилии. То есть покупается у нас то, что рекламируется. Приходится нашим торговым сетям при выборе поставщиков думать и об этом.

Наверняка спокойно чувствует себя на войне и популярный «Магнит». Ростовская гиперсеть, охватившая всю Центральную Россию, предлагает покупателям в основном отечественные товары, в том числе под собственным брендом. Импортные ценники встречаются здесь еще реже.

Несмотря на то что на многих из них я вообще не нашла страны-производителя, видно, что продукция явно не британского, а, скорее, нашего происхождения. Не приходится сомневаться и в том, что при необходимости мощный «Магнит» без труда найдет замену подзапретному товару. Правда, ума не приложу, какому именно. Что и подтвердил мне в телефонном разговоре менеджер по закупкам одной другой местной торговой сети: да, дешевыми импортными окорочками и дорогими сырами торгуем, но с легкостью от них откажемся - другого навалом.
Кстати, не такие уж они и дешевые, эти американские «ножки Буша». Рублей на сорок поменьше стоят, не более.

Наверняка подорожает
Делаю выводы. Местный ритейл солидарен в том, что товарные полки не опустеют, поскольку товары премиум-класса на них не превалируют. А также в том, что стоимость некоторых видов продуктов питания точно вырастет, как бы ни боролись с этим и президент, и губернатор, и общественники. Дело даже не в том, что плохие коммерсанты взвинтят под шумок цены. А в том, что сдерживать их удавалось, например, благодаря выстроенной логистике, которую придется нарушить и выстроить заново.

Транспортные расходы, растущие налоги и необходимость повышать зарплату сотрудникам повлияют на цены в магазинах не меньше, чем политический фактор, говорят северо-двинские ритейлеры.

Эмбарго? Напугали бабку хреном. Такое ощущение, что только его-то все и ждали! В конце концов трудности закаляют. К тому же у меня к этому процессу интерес личного плана. Появилась надежда, что на наш рынок наконец хлынут вкусные, качественные и не особенно дорогие белорусские продукты.
У белорусов к сельскому хозяйству и производству особый пиетет. Нас, группу российских журналистов, с тысячей извинений не пустили на экскурсию на свиноферму – каждый входящий перед встречей с поросятами должен принять душ.

Вообще, принимать душ – дело во всех смыслах, в том числе в политическом, полезное. Ведь лучше жевать белорусские фрукты и слушать батькины речи о дружбе народов, чем жевать польские яблоки и слушать «всю правду» о себе. Аппетит, знаете ли, портится.

Наталья КОЛОГРЕЕВА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий