Новости Северодвинска и Архангельской области

Ждать ли нам АПЛ «Екатеринбург»?

18.01.2012
Изменить размер шрифта
Опасен зимний океан. Однако беда настигла «Екатеринбург» в доке Росляково.Фото из архива Олега Химаныча

О  привычном несчастье ВМФ, которое сулит работу для «Звездочки», а также о привычке врать

Самый конец прошлого года на СРЗ-82 в Росляково (Мурманская область) выдался в прямом смысле жарким. Здесь 29 декабря (примерно в 16.20) вспыхнул пожар на атомной подводной лодке К-84 «Екатеринбург». Она стояла в доке предприятия на ремонте. По предварительным данным, которые были озвучены, во время проведения так называемых огневых работ (резка металла, сварка) произошло воспламенение деревянных строительных лесов, смонтированных вокруг лодки. Возгорание затем перекинулось на легкий корпус корабля, общая площадь пожара составила 150 кв. метров. Чтобы потушить его, понадобилось более… девяти (?) часов (из первых рапортов СМИ).


Иными словами, новогодние праздники были, так сказать, у страны на носу и вот такой подарочек под елку! Хотя, конечно, есть у нас и те, кто считает подобные «подарочки» (взрывы, пожары, катастрофы и прочее) для сегодняшней России делом привычным. Население наше, у которого на памяти и давний собственный Чернобыль, и недавняя японская Фукусима, напрасно пыталось что-либо понять из сообщений столичных телеканалов и всматривалось в картинки на телевизионном экране. Ничего, кроме вспышек зарева средь полярной ночи, да еще и отснятых откуда-то из придорожных кустов, на экране не распознавалось.

Достоверные «картинки» с места происшествия россияне получили не из своих официальных СМИ, которые, кстати, не прочь при случае покичиться своей независимостью и объективностью, а из материалов, размещенных в Интернете Bloggers51. На них был виден масштаб происходившего в доке Росляково, а самое главное – то место, куда добрался огонь – внутрь корпуса подлодки, к одному из ее наиболее чувствительных мест – гидроакустическому комплексу.

Так что одиночка-любитель в данном случае утер нос всему нашему центральному телевидению. А то - видимо, потому, что ему не только показать, но и сказать-то было нечего, - дружно заголосило: «По факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 347 Уголовного кодекса». (Можно подумать, Генпрокуратура оставила бы пожар на атомной лодке без своего внимания! – Прим. О.Х.)

Разумеется, и без прочих глупостей центрального телевидения не обошлось. Например, пожар, по версиям его каналов, происходил то в сухом, то в плавучем доке Росляково - для столичных журналистов, видимо, существенной разницы между этими понятиями не существует. То некие… вертолеты, оказывается, летели в ночи на выручку морякам, чтобы сбросить на «Екатеринбург» тонны спасительной воды… Да и прочий московский бред витал в эфире, прежде чем телевидение выдало: «Возгорание перекинулось на легкий внешний корпус со специальным резиновым противогидролокационным покрытием. Полностью ликвидировать возгорание удалось 30 декабря». Тогда же и смелые первоначальные рапорты даже подкорректировали: пожар окончательно ликвидирован через 20 часов. (Не через 9, как «скромно» отчитались поначалу. – Прим. О.Х.) И даже обозначился такой перл: «Для этого АПЛ «Екатеринбург», поднятую из воды, пришлось подтопить»!

Даже глава МЧС Сергей Шойгу тогда обратил внимание на вышеупомянутый бред, звучавший «из-за обстановки секретности» вокруг АПЛ «Екатеринбург». О работе своих людей он выразился так: «Никаких секретов у ведомства нет и никогда не было». Тогда же: «Надо давать достоверную информацию, мы все передаем в режиме онлайн. Все домыслы надо пресекать, пресекать открытостью, правдивостью и доступностью информации».

Святые слова! Их бы нашим военным в уши! Никто иной, а они в первую очередь развели «секретность» вокруг любого ЧП.

Тревожное соседство
Естественно, столь «профессиональная» информация о пожаре на атомной лодке, исходящая от официальных источников, никак не устроила норвежцев. Можно, конечно, в этом случае говорить, что у жителей соседней Норвегии несколько преувеличенные по сравнению с нами, россиянами, страхи (привыкли уже?), но что есть, то есть. Гуннар Хеннея, администратор пограничной с нами губернии Финмарк, заявил тогда в интервью: «Для нас то, что мы видели по телевидению, выглядело ужасно» - и счел, что Россия нарушила существующее между странами обязательство об извещении в случаях чрезвычайных происшествий на ядерных объектах. 

Действительно, 29 декабря со стороны российских официальных лиц в адрес норвежских властей не поступило никакой информации, а соглашение об информировании соседних стран о такого рода ЧП существует.

Живая или неживая?
Итак, пожар, к счастью, был ликвидирован. Добавим: для подстраховки пожарные продолжали подавать воду на корпус подлодки еще некоторое время после. В ходе борьбы с огнем пострадали девять человек – семь членов экипажа и два сотрудника МЧС. Материальные утраты: ущерб нанесен подводной части первого отсека лодки, а также так называемому обтекателю и тому, что было внутри…

Официальный разбор полетов начался 10 января, то есть после новогодних каникул. Поврежденную АПЛ на этот момент уже прибуксировали из Росляково в базу Гаджиево. Здесь глава межведомственной комиссии новый вице-премьер России Дмитрий Рогозин осмотрел «Екатеринбург» совместно с главкомом ВМФ Владимиром Высоцким и командующим Северным флотом Владимиром Королевым. В штабе флота прошло совещание по вопросу восстановления технической готовности корабля. Для этого туда же пригласили представителей профильных министерств и ведомств, и там же Рогозин пообещал в ближайшие часы после него доложить обстановку политическому руководству страны, а после совещания он же объявил о найденных технических решениях по восстановлению: лодки и возвращению ее в состав флота в надлежащие сроки: «Лодка живая, она будет защищать страну». Правда, что означает фраза «надлежащие сроки», тогда осталось до конца не ясным. Рогозин также опроверг информацию о том, что ущерб от пожара составил 1 млрд рублей, но и точной цифры не назвал. Прозвучало и другое: «Найдены решения, которые позволят компенсировать выпадающую мощь «Екатеринбурга» - мощь стратегического ядерного потенциала. Таким образом, безопасность Российской Федерации будет компенсирована». Была и угроза - виновникам пожара: они «будут названы после того, как завершат работу комиссия и следователи».

А раньше, то есть в первые дни после ЧП, звучали совсем иные «песни». Скажем, источник, близкий к комиссии, изучающей обстоятельства пожара, высказывал СМИ мнение, что «изуродованная огнем подлодка может быть выведена из состава ВМФ и утилизирована». Он сомневался в целесообразности восстановления корабля, поясняя, что «в результате длительного воздействия высоких температур ряд конструкций субмарины могли утратить свою прочность и потребуют замены, а если такие повреждения окажутся масштабными, то восстановление субмарины станет экономически невыгодным».

Так называемые представители оборонно-промышленного комплекса тоже делали в те дни заявления для прессы. В частности: «Пожар на подводном ракетоносце «Екатеринбург» уничтожил его гидроакустический комплекс, ущерб превышает 1 млрд рублей». Это заявление, между прочим, прозвучало «по итогам работы межведомственной комиссии по выяснению причин и обстоятельств ЧП», на которой опять же вице-премьер Рогозин названную цифру отрицал. Справедливости ради отметим, что позже прозвучало его уточнение (в микроблоге Twitter): подлодку правительство планирует вернуть флоту летом 2014 года, а ремонт «Екатеринбурга» начнется в июне 2012 года. «КоммерсантЪ» со своей стороны тут же подметил расхождение: оказывается, сразу после того, как пожар был потушен, вице-премьер Рогозин заверял, что корабль отремонтируют в течение… нескольких месяцев.
«КоммерсантЪ», к слову, в своих комментариях предположил, что «Екатеринбург» сможет вернуться к службе только в 2014 году. Правда, ни эта газета, ни какое-либо прочее СМИ не называло еще верфи, где атомной подлодке вернут боеспособность. Однако с большой долей вероятности (она следует из того внушительного ущерба, который нанесен кораблю) ремонт возможен именно в Северодвинске, в ЦС «Звездочка».

Минобороны меж тем примерно тогда же сообщило ИТАР-ТАСС, что подводный крейсер стратегического назначения «Екатеринбург» вообще может быть отремонтирован и вновь введен в строй в течение… следующего года при условии выделения необходимых для этого средств. Надо же, как замахнулись! Интересно, а специалистов той же «Звездочки» они спросили?!

Кстати, очень «мило» на фоне миллиардных затрат звучало следующее уверение Минобороны: «В результате возгорания легкого корпуса подлодки ее оборудование и механизмы не пострадали».

О флотском вранье
АПЛ «Комсомолец», АПЛ «Курск», АПЛ К-159, АПЛ «Нерпа», теперь вот АПЛ К-84 «Екатеринбург»…

Как бесстыже врут наши «защитники Отечества» в случаях катастроф и аварий на флоте, стране уже давно известно. Как известно и любимое оправдание этого вранья – некая секретность. Врут официально, устами каперангов, назначенных командовать во флотские пресс-службы. Не оттого ли имя пресс-секретаря главного штаба ВМФ господина Дыгало в год катастрофы АПЛ «Курск», такое впечатление, даже приобрело устойчивый образ лгуна. Так, может, господину Медведеву Д.А. в обозримом прошлом следовало бы не кратно повышать военным оклады, а прежде научить их говорить правду? Всё же такие материальные подарки президента не с неба падают, а берутся из налогов с гражданского населения, а оно хотело бы знать правду, и не потом, а сразу.

P.S. В понедельник стало известно о новых сроках восстановления «Екатеринбурга». Некий неназванный источник в Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ заявил, что корабль вернут в состав ВМФ через… три-четыре года! Сообщение было сделано якобы «по итогам рабочей поездки в Мурманскую область вице-премьера Дмитрия Рогозина». Но тот последний раз называл иную дату - 2014 год. Кто в лес, кто по дрова? 

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Тел. 50-80-12

Наша справка
Атомная стратегическая подводная лодка К-84 «Екатеринбург» проекта 667БДРМ была заложена на Севмаше 17 февраля 1982 года. В состав ВМФ корабль принят 30 декабря 1985 года. В ноябре 1996-го лодка пришла на северодвинскую «Звездочку» для ремонта и модернизации. В феврале 1999 года приказом главкома ВМФ кораблю было присвоено наименование «Екатеринбург». В 2003 году лодка вновь вошла в состав Северного флота. Экипаж корабля неоднократно выполнял важные задания командования, испытывал новое оружие морского базирования, в августе-сентябре 2006 года совершил всплытие в районе Северного полюса и произвел успешный пуск баллистической ракеты.

Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий