16 ноября в Северодвинске на «Севмашпредприятии» был подписан акт передачи авианосца индийскому экипажу. Со стороны Индии акт приема-передачи подписал командир авианосца коммодор Сурадж Бери (Suraj Berry), с российской – заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов.
С индийской стороны на церемонии присутствовали министр обороны Индии Араккапарамбил Куриан Энтони, посол Индии в России Аджай Малхотра, главком ВМС Индии Денвендер Кумар Джоши. С российской – заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, председатель ОАО «ОСК» Владимир Шмаков, главком ВМФ РФ Виктор Чирков.
На церемонию спуска российского флага смотреть было грустно, но что поделаешь – теперь это уже и юридически территория Индии. Церемония подъема индийского флага прошла с участием флагового караула из 24 моряков. Прошла красиво и торжественно, несмотря на то, что с погодой сегодня не очень повезло - ветер, мокрый снег. А индийские моряки, к слову, были без шинелей и курток. Их дамы тоже на погоду не оглядывались – пришли в национальных костюмах, многие были в туфельках. Кое-кого в шатре VIP-гостей согревали специально принесенными одеялами.
Событие и для России, и для Индии, и для Северодвинска сегодня произошло историческое. Еще в 2004 году было подписано межправительственное соглашение, по которому российский авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" был передан индийской стороне бесплатно с условием его модернизации на "Севмаше" и оснащением авиагруппой российского производства. Затем была дефектация, во время которой были выявлены большие непредвиденные объемы работ, далее – пересмотр сроков и стоимости контракта. В марте 2010 года окончательная стоимость создания авианосца была определена в 2,33 миллиарда долларов.
После проведенной в Северодвинске модернизации авианосец получил современную полетную палубу и трамплин для взлета истребителей МиГ-29К, навигационные и радиолокационные системы, комплексы связи и управления авиацией, а также другое специальное оборудование и агрегаты. Общая масса установленных новых конструкций составила около шести тысяч тонн. Авианосец должен прослужить ВМС Индии около трех десятков лет.
Во время испытаний авианосец провел в море 188 суток, прошел 19,5 тысяч миль, Миг-29К совершил 88 посадок и взлетов. Весь Северодвинск переживал, когда в 2012 году во время испытаний возникли проблемы с котельной группой, а в 2013-ом радовался, когда корабль показал очень хорошие ходовые качества, была достигнута скорость 29 узлов. Корабельную практику прошли 1326 индийских моряков.
В августе 2013 года успешно прошли летные испытания с участием самолетов и вертолетов палубной авиации, в том числе впервые за 14 лет в истории отечественной авиации проведены ночные полеты. Пилот должен был посадить истребитель на двадцатичетырехметровый посадочный участок зоны аэрофинишеров на скорости240 километровв час, ориентируясь лишь на бортовые приборы и команды руководителя визуальной посадки.
Представители индийской стороны сегодня высказали немало добрых слов в адрес России, работников «Севмаша», которые отлично справились с поставленной задачей, и Северодвинска, который так гостеприимно встретил членов экипажа и их семьи.
- Введение авианосца «Викрамадитья» в состав наших военно-морских сил позволит нам с размахом действовать на просторах мирового океана, существенно увеличит нашу мощь и позволит эффективно действовать на страже морских интересов, - отметил посол Индии в России Аджай Малхорта.– У меня нет никаких сомнений, что Индия будет гордиться этим кораблем, так как он сможет решить все поставленные перед ним задачи и преодолеет любую преграду, которая может появиться на его пути.
Россия доказала, что может строить хорошие мощные корабли, но, по словам Дмитрия Рогозина, потребности в кораблях такого класса на данный момент у России нет. А вот российским военным морякам, которые не один месяц провели в море на авианосце «Викрамадитья» по время испытаний, с тем, что нам такие авианосцы не нужны, согласиться трудно. Хороший, говорят, получился корабль.
«Викрамадитья» покинет российские территориальные воды в конце ноября 2013 года. В Индию авианосец должен прибыть в конце января – начале февраля 2014 года. По условиям контракта по сдаче авианосца гарантийная группа будет находиться рядом с местом базирования корабля в течение года.
Оксана КОЗИЦЫНА
Фото Владимира Ларионова-мл.
Тактико-технические элементы авианосца «Викрамадитья»:
Габаритная длина –285 м
Габаритная ширина –60 м
Высота от киля до наивысшей точки антенны –58,7 м
Энергетическая установка – пар
Количество котлов – 8
Количество взлетных позиций – 2
Автономность без дозаправки – 45 суток
Стандартное водоизмещение – 34 600 т
Полное водоизмещение – 45 400 т
Максимальная скорость 29 узлов
Экономичная скорость 18 узлов.