Завалинка
Номер от 22 ноября 2010 г.

Фраза про «дороги и дураков» уже устарела
Не надо верить двухсотлетним афоризмам. Я очень люблю путешествовать. В 2007 году месяц катался по Европе на мотороллере (Россия - Италия, 9000 км). В июне-июле 2010 года вдоль и поперек пересек Бельгию и Нидерланды (7000 км). Мотороллер дает максимальную свободу передвижения, позволяя легко отклониться от проторенных туристических маршрутов. На нем можно отлично изучить реальную жизнь в той или иной стране.

Естественно, что по пути туда-обратно пришлось пересечь Белоруссию, Германию, Польшу, Чехию, Словакию, Австрию. Европа очень разная. Используя двухколесный транспорт, очень хорошо понимаешь собственной задницей реальное качество современных дорог. Реальное, а не то, что было 100-200 лет назад.

Так вот, мои личные наблюдения: качество бельгийских дорог (как в провинции, так и в больших городах) по меньшей мере не лучше дорог в европейской части России. Не зря нидерландцы свысока смотрят на соседей - у них дороги гораздо лучше и их можно сравнить по качеству с дорогами Москвы и Московской области. Впрочем, они и по размерам сравнимы. В Бельгии многие города, где нужно и там, где не нужно, вымощены брусчаткой. И ладно бы, если только исторические центры! Дешевой бетонной брусчаткой вымощено всё. Уложена брусчатка настолько криво, что наши таджики по сравнению с ними кладут просто идеально. Таким образом, легко достигается ограничение скорости в центрах городов и спальных районах 30 км/час. Быстрее ездить сложно. Я на двух колесах не хотел развивать скорость более 20 км/час на такой брусчатке - опасно. Когда я был в Италии, мой мотороллер не доставил мне ни капли проблем. А после Бельгии я чуть не потерял выхлопную трубу – разболтался металлический хомут. Слава богу, я услышал странный звук и вовремя подтянул соединение. Асфальт в Бельгии может быть не вполне хорошим даже на автобанах. Знакомый голландец сказал про бельгийские дороги, что это просто «шиит»! В Брюсселе я пару раз чуть не попадал на большие дыры рядом с трамвайными путями, невольно произнося вслух матерные выражения. Да, что там говорить! Мой GPS-навигатор тоже ругался, часто не понимая реального положения дел! В бельгийской провинции много бетонных дорог с кривым покрытием.

Я не имел возможности и желания специально фотографировать плохие дороги, но кое-что тут можно увидеть.

В Германии многие хваленые автобаны тоже сделаны из бетона. Основная дорога М1 – 2 - Е30 – А2, пересекающая Европу, имеет самое качественное покрытие на большом протяжении в … Белоруссии. 700 км почти идеального асфальта! Даже наша дорога от границы до Москвы может быть сравнена либо с бельгийскими, либо с нидерландскими автобанами. Но никак не с польский дорогой! Собственной задницей клянусь! Заехав в г. Ганновер, я поймал себя на мысли, что качество асфальта в нем вполне сравнимо с качеством дорог в Смоленске. Не идеально, но терпимо.

Некоторые провинциальные дороги в Италии, Чехии, Словакии, Бельгии ничем не лучше российских провинциальных дорог. Но особенно выделяются польские дороги! У нас такое сложно найти. Главная дорога: это одна полоса в Европу с иногда нехорошим асфальтом, глубокой колеёй (но сейчас стало лучше по сравнению с 2007 годом), запруженная фурами и автомобилями. Постоянные пробки у германской границе и вокруг Варшавы, сотни километров пробок. На деньги Евросоюза они построили километров 200 нормальной дороги в две полосы, что не позволяет пересечь страну без нервотрепки. Гордые поляки имеют самые отвратительные дороги, что я видел. Мой знакомый голландец в августе собирается в мотопробег Литва-Белоруссия-России-Украина, но Польшу они проедут на пароме до Литвы.

Я живу в подмосковном селе. К нам ведет не очень качественная дорожка, которая мне категорически не нравится. Точнее, не нравилась. Но после возвращения из Европы я стал относиться к нашей заплатанной дороге несколько терпимее.

Дураки … Ну-ну… С обывательской точки зрения, дураков в Европе наплодилось уже больше наших. Это хорошо видно по нарушениям правил ДД. Да, в провинции водители очень пунктуальны. И в больших городах белые люди водят идеально. Но потомки иммигрантов, ныне полноправные граждане Бельгии или Нидерландов, легко позволяют себе проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречку, грубое нарушение скоростного режима. Я сейчас в Москве встречаю меньше нарушений ПДД! Полиция смотрит на нарушения ПДД со стороны «цветных» закрыв глаза. Не хотят связываться. Я был, наверно, самым культурным водителем мотороллера в Амстердаме, пытался ездить по правилам. Постепенно, правда, привык к местному бардаку и стал использовать велосипедные дорожки наравне с дорогами общего пользования. Но на красный сигнал так и не рискнул поехать.

Резюме. Ругать современную Россию может только тот, кто не знает Россию или не знает современную Европу.

Сергей С., Московская область