Вечерний Северодвинск
Номер от 23 апреля 2009 г.

Специалист со строгой фамилией
«А что, 304-й кабинет сегодня не работает?» - спросила недовольно одна из посетительниц сотрудницу управления образования. Та удивилась: вроде бы все на месте, и дверь на замок в часы работы не закрывается. «Почему вы так решили?» - «Я заглянула в кабинет, а они все сидят!» Бег или прыжки на месте считает обязательным признаком работы та посетительница – не знаю. Знаю, что застать в неприемные дни Веру Анатольевну Грознову в кабинете тоже непросто: попечительские советы, встречи с подопечными, представительство в суде… Вера Анатольевна – ведущий специалист отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Час на разговор у бумажной работы можно отнять, но телефон не выключишь. Пока специалист помогает кому-то решить очередную проблему, я от нечего делать читаю надписи на корешках папок: «Летний отдых», «Льготы», «Суды», «Споры о детях»…

- И сильно спорят? – спрашиваю, когда трубка на время ложится на место.

- Это заявления обиженных родителей, чаще пап, не согласных с порядком общения с ребенком, установленным мамой. Бывает, и бабушки жалобы пишут. Зачастую подоплека этому – имущественные споры, а ребенок становится инструментом мести. Пытаемся помочь, объясняем, что нет ничего хорошего в «распиливании» ребенка. Недавно, рассказывают, отец в суде своего малыша «пилил», требуя его на ночевку. Он, конечно, право имеет, но что делать, если сам малыш не хочет идти в незнакомый дом, к чужой тете? Договариваться! В этом случае папа попался понятливый и суд завершился самым лучшим для ребенка, а значит, и для специалистов отдела мировым соглашением.

- Без работы мы не останемся. Увы, - отвечает Вера Анатольевна на мой вопрос об общегородской ситуации. - Семей, попадающих в группу социального риска, меньше не становится.

Самая хорошая стопка папок называется «Снятые с опеки». В ней, небольшой, в этом году заметное, говорит специалист, прибавление. А такое, чтобы «лишенцы» восстанавливались в родительских правах, – редчайший случай. За десять лет работы Веры Анатольевны в отделе всего три было.

368 подопечных сегодня у отдела. Про каждого «своего» у Грозновой спроси – расскажет до мелочей. Заглянуть в подконтрольную квартиру, школьный дневник проверить и то, что называется бытовыми условиями, – никто не считал, сколько личного времени на это ухается.

А конфликтов сколько разрешать приходится!

- В основном опекуны - это бабушки и дедушки. Разница в возрасте плюс гены, и получается: взяли на воспитание маленького «хорошего зайку», а он вдруг пить-курить, воровать и даже руку на опекунов поднимать стал. Разбираемся с этими ситуациями в индивидуальных беседах, стараемся помочь.

Бывает, не получается. «Вот очередная жалоба на всех нас. Не можем решить проблему общения мамы и ребенка. Вырастили девочку бабушка с дедушкой, а мама, глубокий инвалид, требует отдать дочку. Беда… И маму жалко. В три часа ночи сегодня проснулась – думала, как помочь? И ничего тут не придумать», - тяжело вздыхает Вера Анатольевна, человек с общепризнанным даром убеждения.

А мама написала жалобы всем начальникам, президенту и даже самому Малахову. С Первого канала от его имени звонили, звали на передачу, мол, поможем разрулить… Слышали мы, как они «разруливают». Из беды шоу делать, а специалистов «бабками-ежками из опеки» представлять? Нет уж, пусть о чем-нибудь другом говорят.

А мы - про любовь. Занимается отдел и снижением брачного возраста. Сейчас как раз самая урожайная в этом смысле пора. Во-первых, весна - известный подстрекатель нежных чувств, а во-вторых, говорят, в новогодние каникулы времени было много… Приходят юные создания со справками из женской консультации, в жены просятся. Разрешают, если шестнадцать лет уже стукнуло. Но бывают и чистой воды Ромео и Джульетты.

- Вера Анатольевна, фамилия у вас строгая, а характер?

- Соответствующий. Если мама – директор школы, а папа – военный, это отпечаток накладывает.

И муж у Веры Анатольевны военный, и оба сына служат - в ДПС. Старший в самые страшные дни второй кампании «наведения конституционного порядка» в Чечне срочником служил. «Десять месяцев я не жила», - коротко и ясно говорит о том, что было, строгая женщина. А коллеги рассказывают, какой она отзывчивый товарищ (свои дела отложит, а другим поможет), великолепный организатор (это отпечаток пятнадцатилетней работы учителем математики и английского, воспитателем в детском саду) и юмористка. 1 апреля, когда Вера Анатольевна с серьезным видом и соответствующими фамилии нотками в голосе запустила «утку» про детские садики, у которых «третьи этажи планируют надстраивать», ей перезванивали, уточняли, как сведения подавать: в бумажном варианте или электронном?

19 апреля у Веры Анатольевны был юбилей. Поздравляем, присоединяясь ко всем добрым пожеланиям!

Ольга ЛАРИОНОВА