Вечерний Северодвинск
Номер от 4 февраля 2004 г.

Как устроить нобелевский обед
Предприятие «Веста» известно не только в городе и области, но теперь и за границей

На блюдечке с золотой каемочкой сверкает чашка, на ней отливает золотом профиль Альфреда Нобеля. Этой посудой был сервирован банкетный стол на церемонии вручения Нобелевских премий. Сервировку года повторили на следующий день - уже для российской делегации представителей общепита.

От Архангельской области обмениваться опытом с коллегами в Финляндию и Швецию поехала директор ЗАО «Веста» Алла Николаевна Захарова. Программа была насыщенная: и теория - лекции и доклады, и практика - банкеты, фуршеты и, конечно, шведские столы.

- Алла Николаевна, а «у них» сервируют по-другому?

- Принципы те же. Но заметили, например, что всегда на столах стоит вода со льдом. Зато кофе или чай после застолья нам не подали, тогда как мы чашку горячего напитка предлагаем гостям всегда.

- Говорят, в кухне выражается душа нации, ее философия. Если это так, то насколько сильно мы, русские, отличаемся?

- Кухня на Западе, наверно, более экономна. Те же шведские столы - это еще и способ сэкономить на персонале. У нас же во всем проявляется хлебосольство и гостеприимность.

Способны работники «Весты» и иноземную душу постичь. То, что для индийских гостей освоили их национальную кухню, факт общеизвестный. Ездили в Москву и Петербург за специальной литературой, переводили их меры веса в наши граммы, привозили издалека пряности и специи. И стали готовить так, что жители солнечной Индии признают: вкуснее чем дома.

Ну а те высокие зарубежные гости, что приезжают на «Звездочку», от русской кухни в восторге. Кулебяки с палтусом, ароматные пироги с ягодами - настоящая экзотика и для шведов и финнов, американцев и норвежцев. А больше всего тому удивляются, что для северодвинских корабелов «Веста» старается точно так же. Каждый день.

В ноябре целая делегация от «Весты»: заведующая Нина Александровна Куроптева (кафе «Ветерок»), Зинаида Сергеевна Орлова (ответственная за кухню на колеснике «Гоголь»), Надежда Михайловна Зарубина (24-я столовая) и начальник кондитерского цеха Ольга Владимировна Смолина - ездили за опытом на конкурс поваров, кондитеров и официантов «ПИР», главное событие года в сфере общепита. Алла Николаевна участвовала в первой общероссийской конференции руководителей комбинатов питания крупных предприятий «Рабочее питание» - она тоже проводилась в рамках конкурса. Коллеги из многих российских регионов обсуждали проблему питания: в тяжелые для страны годы из-за неполноценного питания здоровье рабочих кадров заметно ухудшилось.

- После перестройки погибло много предприятий общепита, - рассказывает Алла Николаевна. - Но нам удалось сохранить комбинат и сделать предприятие рентабельным. Рабочие «Звездочки» ежедневно получают полноценное горячее питание.

Что сегодня в меню? Приличный список блюд для завтрака и ужина, еще больше - на обед. Это в каждой из четырех столовых. А есть еще кафе «Ветерок», закусочная на Беломорском проспекте, магазин «Изюминка» и сеть торговых точек. В Архангельске и Новодвинске тоже отлично знают это имя - «Веста».

Директор Захарова в общепите с 1958 года. Почти два десятка лет возглавляла «Дружбу» - лучшую столовую города, которая долгие годы была образцовой. «Ушла - и все с собой унесла», - вздыхали после ее ухода работники.

- Опыт-то у вас какой, Алла Николаевна, - сами чему угодно научить можете. Неужели необходимость в этом чувствуете - учиться?

- По старинке работать скучно. Все время находимся в поиске. В кондитерском производстве, например, первые начали работать со сливками.

- А директор вы - тем более «Женщина-директор года-2003» - строгий?

- Требовательный. Считаю, что как руководитель должна знать больше, чем любой подчиненный, - все, что касается его непосредственных обязанностей. Иначе пройдешь мимо и ошибку не заметишь.

В стопке фотографий из зарубежной командировки - снимок банкетного стола в столовой № 24. Если б Алла Николаевна об этом не сказала - нипочем не догадаешься, что это не какой-нибудь стокгольмский ресторан.

А еще очень важно культурой поведения за столом в совершенстве владеть. Приводили все на том же семинаре пример из жизни. Как мужчина один, закончив трапезу, положил вилку и нож таким образом, что на языке столовых приборов означает «повторить». Официанты повторили - и второй раз, и третий. Пока мужчина не взмолился: «Хватит! Я сыт!» Так что этикет и нам надо знать - чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА