Вечерний Северодвинск
Номер от 18 сентября 2003 г.

Красный директор Фефилов
Культ личности оказался покруче «царской милости»

Уроженец деревни Кулига Шенкурского уезда Александр Ксенофонтович Фефилов изобрел плавучий морской причал в устье реки Мезени.

По документам архивного фонда Фефилов значится в списках лучших изобретателей северного края. Александр Ксенофонтович не только не был инженером, но даже не окончил начальной школы. Это был удивительный самородок с деловой хваткой организатора. Жизнь его оборвалась в 1938 году - он был объявлен врагом народа.

Корни

С малых лет Александр втянулся в нелегкий крестьянский труд, «в полный гуж» - так он напишет через много лет в автобиографии. Учиться было некогда, да и негде: школа находилась в другой деревне. Читать и писать его выучил отец. В одной из анкет Александр Ксенофонтович напишет: «Образование домашнее».

Четырнадцати лет он уезжает на заработки в Питер. Удалось устроиться учеником монтера в управление строительства трамвая. Здесь любознательный юноша берет уроки у студентов. В это время у него произошла незабываемая встреча. Подвешивал однажды Александр к потолку манежа электрические лампы. А наблюдавшему за этой процедурой дяде царя главнокомандующему русской армией Николаю Николаевичу Романову показалось вдруг, что одна из ламп была прилажена не на месте. Подскочила высокая особа к лестнице и огрела юного монтера нагайкой. Про эту «царскую милость» Фефилов часто вспоминал потом в семье и на службе.

После сдачи экзамена по электротехнике паренька назначают старшим монтером первой в стране Ораниенбаумской электрической железной дороги. Удостоверение монтера так и останется его единственным дипломом.

В августе 1918 года, когда интервенты вошли в Архангельск, Фефилов приехал из Петрограда на родину. Вместе с другими партийцами он восстанавливает Советскую власть в освобождаемых от интервентов волостях, становится председателем волисполкома. Позднее работает секретарем Шенкурского уездного комитета партии, избирается членом бюро губкома, его вводят в президиум комиссии по электрификации Архангельской губернии, он участвует в реализации знаменитого ленинского плана ГОЭЛРО.

В 1922 году его назначили управляющим Архангельского городского коммунального треста «Водосвет». В то время в ведомство этого треста входили: электростанция, трамвай, водоснабжение, пригородное пароходство, телефонная станция, лесозавод №4 и другие мелкие предприятия. После интервенции и Гражданской войны все это многослойное хозяйство было запущено или развалено. Техническим директором треста «Водосвет» работал известный на Севере инженер из обрусевших немцев Ф. Диц. Раньше он руководил строительством трамвая в Архангельске, устройством водопровода и канализации. У Фефилова с Дицем установились хорошие деловые отношения.

Постоянно перегруженный делами, борьбой с саботажем, Фефилов главное внимание все же уделял электростанции. Его мечтой было построить подобную в родном Шенкурском уезде, чтобы электрическая лампочка была в каждом крестьянском доме.

Проблема Каменки

Особое место в творческой биографии Фефилова занимает поселок Каменка. Пущенный в начале 1929 года лесозавод в устье Мезени «хромал на обе ноги», выполняя план лишь на 40 процентов. Экспорт мезенской доски служил источником валютных поступлений. С заданием крайкома партии поднимать завод и появился в Каменке новый директор. Александр Ксенофонтович привез сюда и жену с тремя детьми.

Внимательный глаз Фефилова скоро нашел слабые звенья в работе предприятия. Лес загонялся в бассейн завода через речку Каменку во время прилива. Однако этого запаса хватало на работу одной смены. В результате образовывался простой лесопильных рам. Увидев эту несуразицу в проектировании, Фефилов предложил немедленно приступить к сооружению перекидного элеватора для непосредственной подачи бревен с реки Мезень прямо в бассейн завода. Стали работать с полной загрузкой. Но на этом директор не успокоился. Он усовершенствует технологию работ в главном цехе - лесопильном. Прежде доски на сортплощадке по меткам бракеров обрезались вручную. Фефилов предложил установить подвесной стол с двумя обрезными станками. Позднее эти станки были реконструированы ветераном мезенского лесозавода Валерием Ивановичем Поповым. По документам архивного фонда, эти два изобретения значатся в числе лучших, давших колоссальную выгоду.

Венцом же творческой мысли Фефилова станет плавучая «дамба» - гордость Мезенского порта.

Эдисон из Кулиги

За годы первой пятилетки в области стали строиться многие предприятия. Мощности городской электростанции уже не хватало. Предстояла ее генеральная реконструкция, и Фефилова переводят в Архангельск директором электростанции.

Станция была построена еще в 1914 году на Смольном Буяне. Мощность ее неоднократно поднималась. Так, за период работы Александра Ксенофонтовича управляющим треста «Водосвет» она была увеличена в шесть раз. Теперь Фефилову предстояло снова увеличить ее более чем в полтора раза.

С присущей ему энергией Александр Ксенофонтович берется за реконструкцию. Турбины, генераторы стали поступать немецкие, шведские, а с ними и мастера по монтажу и наладке. Но основную работу должны были выполнять свои умельцы. Именно они - рабочие, инженеры, начальники цехов во главе со своим директором - обеспечили успех, дали энергию для строящихся предприятий второй пятилетки. А это механические заводы в Соломбале и Маймаксе, электрифицированные лесоводы Архангельска. Благодаря пуску Соломбальского ЦБК наша страна избавилась от импорта сульфатной целлюлозы.

В 1936 году в связи со строительством нового города в устье Северной Двины потребовалось вновь увеличить мощность станции. Для этой цели дополнительно установили турбину фирмы «Skoda» и генератор завода «Электросила». В этот период, вспоминает супруга Фефилова Антонина Алексеевна, директор станции и начальник строительства Северодвинска Иван Кирилкин работали в тесном контакте. Помощь и внимание электростанции уделял крайком партии. «Первый секретарь Д.А. Конторин почти ежедневно приезжал к нам на станцию», - пишет Антонина Алексеевна. Это Фефилову потом припомнят. Связь с Конториным будет стоить ему жизни.

В 1936 году была достигнута мощность электростанции в 16800 киловатт. На этой мощности она работала до 1970 года, когда было решено ее демонтировать в связи с пуском ТЭЦ.

Прирожденный изобретатель, советский Эдисон из шенкурской деревни Кулига Фефилов, выполняя многосложные обязанности директора, находит время и для рационализаторства. Слабым местом на электростанции было снабжение ее топливом. Подвоз его по реке не обеспечивал ритмичной работы станции. По проекту Фефилова соорудили аварийные склады, они-то и решили эту проблему, дав колоссальный экономический эффект. Краевой совет рационализаторов и изобретателей наградил его грамотой как лучшего изобретателя Северного края. А вскоре Фефилова обвинили в помощи врагу народа Конторину. И в октябре 1938 года его жизнь трагически оборвалась. Потребовалось 17 лет, чтобы восстановить доброе имя Александра Ксенофонтовича.

Антонина Алексеевна была верной подругой мужу. Она больше 50 лет преподавала в школах Архангельска и области математику. Последние годы Антонина Алексеевна посвятила сбору документов и материалов о жизни и деятельности мужа. Все собранные материалы переданы в государственные хранилища Архангельска, Шенкурска и Мезени. Онежанка, урожденная Шабалина (кстати, дважды Герой Советского Союза командир отряда торпедных катеров Александр Осипович Шабалин приходится Антонине Алексеевне двоюродным братом), она вырастила и воспитала четверых детей.

Александр РЫБНИКОВ