Вечерний Северодвинск
Номер от 18 сентября 2003 г.

Станционный «смотритель»
19 сентября городскому железнодорожному вокзалу исполняется 30 лет

Встречи и расставания, тревога накануне ответственной командировки, приятное волнение перед отпуском... Сколько воспоминаний у северодвинцев связано с вокзалом, организатором и свидетелем наших отбытий-прибытий!

A для него мы - пассажиропоток, который нужно принять, обслужить, отправить и встретить. Он живет по расписанию, в котором нет праздников и выходных. У него лето начинается за сорок пять суток до первого июня и заканчивается в середине августа. Так что самая горячая пора для начальника вокзала Анны Тучиной позади, задача летних перевозок выполнена.

Чем эта «горячка» отличалась в этом году? Наверное, тем, что в привычный порядок вмешалась политика. Цена «калининградского вопроса» была поднята до небывалых высот. «Каждый высаженный пассажир на границе - голова зам. начальника дороги. Не позорьте Родину», - было строго сказано на одном из селекторных министерских совещаний. Так что работникам вокзала приходилось ломать собственные головы, изучая телеграммы-инструкции - бумажные простыни метра на полтора, забитые мелким шрифтом. Столько телефонных переговоров было, переписанных не один раз билетов и переживаний, что Анна Алексеевна на всю жизнь, наверное, запомнила фамилии пассажиров, отправленных минувшим летом в Калининград.

Второе отличие приятное - перед кабинетом начальника убрали кресла для ожидающих своей очереди посетителей. По причине ненужности. И служебный телефон Анны Алексеевны даже в самые жаркие дни молчал часами. Спасибо прогрессу - новая система оформления билетов зримо сократила очереди перед кассами и число недовольных пассажиров.

Кому, кстати, чаще всего приходится их нарекания выслушивать, не считая начальника?

- Проводникам пригородных поездов и, конечно, кассирам. Касса - самая горячая точка вокзала. Первая задача ее работниц - точно, вежливо обслужить клиентов, желательно с улыбкой. Конечно, компьютеры многое подсказывают, но все равно кассиру нужно максимум информации держать в голове. Коллектив у нас отличный, и при всех трудностях текучесть кадров небольшая.

- Ну а про нас, ваших клиентов, что можно сказать?

- Мне нравятся северодвинские пассажиры. Моя предшественница, замечательный человек и специалист с сорокалетним стажем Эмилия Михайловна Артемова, рассказывала, как однажды пришлось ей обратиться по личному делу к начальнику московского Белорусского вокзала. Представилась, а он: «Из Северодвинска?! Присядьте, пожалуйста, голубушка, и расскажите, что за люди у вас в городе живут? Самые требовательные пассажиры - ваши». И это на фоне Москвы, всей страны! Наши люди грамотные, права свои знают. И поверьте: глупых вопросов почти не задают.

- Анна Алексеевна, по личному опыту можете сказать, что железнодорожниками становятся по призванию?

- Сказать, что волнуют сердце паровозные гудки и нравится запах креозота от раскаленных шпал - наверное, неправильно. Хотя действительно нравится... В детстве я очень часто с Дальнего Востока на каникулы к бабушке ездила, тринадцать дней в пути. И почти все - в купе проводников, помогала им. А вообще-то мечтала объявлять по радио о приходе поездов. Потом поступила в железнодорожный институт, потому что он ближе к дому был. Так что настоящий вкус работы, которая в те годы не была престижной, почувствовала, когда к ней приступила.

Все меняется, прошли и те времена, когда на железнодорожников смотрели с завистью: даже в годы общего финансового бедствия они стабильно получали зарплаты. Стал забываться «мертвый сезон», когда не время года, а безденежье заставляло людей сидеть дома. Но спокойной жизни не предвидится: грядет реформирование системы железных дорог. Что будет, если запустят на рельсы «частника» - пока не ясно. Но поводы для волнения есть. И примеры тоже. Спасибо надо сказать городской администрации, что, «оторвав от сердца» три с лишним миллиона рублей, профинансировала дежурки на Лаю и Неноксу, от которых область отказалась.

В общем, забот много. Не удалось подновить здание к юбилею: тридцать лет без капитального ремонта стоит. Но порядок постоянно наводят. Строгие инспекции начальника Северной железной дороги (два раз в год он все свои владения объезжает) серьезных нареканий после себя не оставляют. И проверки по линии МВД (не по эстетической, а по безопасной части) результаты хорошие показывают: специально оставленная якобы недоброжелателями коробка из-под торта или какой-нибудь неприметный пакет в установленные сроки привлекают внимание ответственных лиц.

Много у вокзала и его работников забот, о которых мы, пассажиры, не знаем. А раз не замечаем их, значит, все делается как надо.

Хотя хотелось бы, чтобы кое-что было погромче. Анна Алексеевна согласна:

- Это моя мечта: встречать и провожать московский поезд с музыкой. Недавно у нас наконец-то магнитофон появился в хозяйстве. Своих девчонок озадачила: давайте мелодию хорошую подберем, чтобы не как у всех. Единственное оригинальное предложение: «Когда усталая подлодка...».

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА