Вечерний Северодвинск
Номер от 23 июля 2003 г.

Старейший монастырь Беломорья
Форпост и духовная пристань

1419 год - первое упоминание в Двинской летописи о Николо-Корельском монастыре в связи с тем, что он сгорел. Этот факт дает нам право предполагать, что монашеская обитель на месте нынешнего Северодвинска появилась где-то в конце XIV - начале XV века. А это лет на пятьдесят постарше даже Соловецкого монастыря будет, а уж про град Архангельский в те времена еще никто и не помышлял. Так что мы, отмечая 65-летие родного города, можем заодно помянуть и 600-летие Николо-Корельского монастыря, который горожанам тоже не чужой.

ДА, НЫНЕШНИЙ год богат для нас разными историческими датами, и к уже упомянутым двум можно присовокупить еще 450-летие экспедиции Ченслера, которая положила начало взаимоотношениям России с Великобританией, да и со всей Западной Европой впоследствии. Можно и должно гордиться, что остров Ягры, Никольское устье, наш монастырь - все это первый международный порт России. Много воды утекло с тех пор, а вот книга (большая, настоящая, в твердой обложке, иллюстрированная - свыше 300 страниц), посвященная истории наших мест, выходит впервые.

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, благословляя эту книгу, сказал: «Мне радостно представлять читателям новое издание - сборник «Николо-Корельский монастырь - духовная пристань поморов», который рассказывает о древнем Николо-Корельском монастыре. Обитель Святого Николая была одной из первых среди православных монастырей, обустроенных на берегах Белого моря. С 1998 года мы ежегодно 1 мая отмечаем День памяти преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских, святых Николо-Корельского монастыря... Считаю, что сборник будет способствовать возрождению памяти об уникальной древней истории земель Северодвинска и православных традиций северян».

Авторами столь замечательного сборника стали профессиональные историки, доктора наук, ученые, известные не только в России, а также краеведы, учителя, студенты. Большинство из них, и это весьма отрадно, северодвинцы или бывшие северодвинцы. Впрочем, среди авторов есть и архангелогородцы, и петербуржцы, и москвичи, но всех их объединяет огромная любовь к нашему суровому краю и неизменно высокий уровень компетенции в освещаемой теме. Одного из них, Лизунова Павла Владимировича, доктора исторических наук, известного многим горожанам как соавтора книжки «Небесные покровители города», тоже посвященной Северодвинску, мне удалось зазвать к себе на чай и разговорить.

- Павел, прежде всего, хотелось бы узнать, кому принадлежит идея подобного издания, где печаталась ваша книга и как ее купить.

- Напечатан сборник в издательско-полиграфическом предприятии «Правда Севера», правда, тираж невелик - всего 1000 экземпляров, так что стоит поторопиться с приобретением. Задуман он давно, инициатором выхода в свет явилась северодвинская муниципальная библиотечная система. Именно библиотека имени Гоголя предложила авторам написать ряд статей для сборника и подобрала все, ранее опубликованные, наиболее значительные материалы, относящиеся к этой теме. А вот где купить наш сборник, право, не знаю, это уже не в моей компетенции, но, вероятно, в книжных магазинах...

- Можем предложить свои услуги в реализации, - в разговор включился отец Александр, настоятель Воскресенского храма, что на Яграх, и разделивший с нами вечерние посиделки. - Мы ведь уже продавали в церкви вашу книгу «Небесные покровители города», и весьма успешно. К тому же сборник «Николо-Корельский монастырь - духовная пристань поморов» не просто может, а должен быть на нашем прилавке.

- Что ж, это предложение весьма лестно и заманчиво, но я полагаю, его стоит адресовать администрации Северодвинска, которая финансировала проект и, соответственно, занимается распространением этой книги.

- Павел, а какие статьи и каких авторов включены в сборник?

- Помимо современных, ныне здравствующих авторов, в книгу вошел материал дореволюционного историка Иустина Михайловича Сибирцева, работавшего в комиссии по выявлению, систематизации и сохранению памятников древности Николо-Корельского монастыря (1895 г.), изучившего архив, книгохранилище, ризницу и составившего список письменных и вещественных памятников беломорской обители. Иустин Михайлович - организатор епархиального церковно-археологического комитета, автор ряда крупнейших работ по истории Русского Севера, устроитель епархиального древлехранилища, в советское время преобразованного в музей древнерусского искусства и быта. Член-корреспондент Академии наук СССР (с 1928 г.). Умер в 1932 г. В книге также представлена последняя статья известного северодвинцам, а особенно читателям «Вечернего Северодвинска» и «Корабельной стороны», краеведа, публициста и переводчика Леонида Георгиевича Шмигельского, скончавшегося в 2001 году.

- А какой материал оказался наиболее неожиданным и, может быть, самым интересным для вас лично?

- Все работы по-своему интересны и увлекательны. Но хотелось бы обратить внимание читателей на исследование Александра Юдина, капитана I ранга, автора ряда публикаций в Трудах XI съезда Русского географического общества (2000 г.) и в периодических изданиях. Александр Борисович составил список настоятелей монастыря в период с XVI по XX вв. Вот как он сам мотивирует освещение этой темы: «Обращение к списку настоятелей вызвано необходимостью привести в хронологический порядок сведения о настоятелях и периодах их руководства Николаевским Корельским монастырем, уточнить границы известных периодов, восполнить пробелы между ними и, кроме того, привести археографические материалы, подтверждающие границы каждого периода, с целью создания источниковедческой базы данных и ее последующего использования в исторической науке и литературе. Уточнение списков возможно благодаря наличию большого количества сохранившегося в государственных архивах и рукописных отделах библиотек исторического материала: юридических актов (духовных, данных, менных, дельных, рядных, купчих, кабальных и др. грамот), документов государственного и духовного управления, судебного производства, монастырского хозяйства (приходных и расходных книг, описей имущества и выдачи инвентаря, платежных записей, оброчных и др. книг) и других, большая часть которого до сих пор не введена в научный оборот. В статье использованы сведения из ряда перечисленных документов. В список настоятелей включены имена не только архимандритов и игуменов, но также лиц, занимавших должности строителя, келаря или казначея в период, когда они управляли монастырем до назначения и прибытия нового игумена или архимандрита».

- Да, этот ответ наглядно показывает, сколь научна и глубока степень погружения авторов в тему. А посему хотелось бы, чтоб как можно больше северодвинцев, да и не только северодвинцев, могли познакомиться с книгой, и в этой связи вопрос: не планируется ли электронная версия вашего издания?

- Разумеется, нет отдельного сайта Николо-Корельского монастыря, но вот если бы муниципальная библиотечная система включила наш сборник на свой, благодарности пользователей, особенно среди студенчества, не было бы предела.

- Да, это привлекательно еще и тем, что цена напечатанной книги, несомненно, значительно выше. Так что будем рассматривать сказанное как идею и деловое предложение библиотеке имени Гоголя. Павел, кстати, значительное место в сборнике занимает иллюстративный материал, а как он формировался?

- Опять хочется поблагодарить работников библиотеки - Марию Леонидовну Маслову и Екатерину Николаевну Веселову за их огромный труд в подготовке этого издания. Должен заметить, что и сам оригинал-макет сборника был сверстан на их компьютерной базе. Разумеется, были использованы фотоархивы авторов и коллекция иллюстраций, которой располагает библиотека. В книге представлены фотографии современные, тридцатых годов двадцатого века и, как мне кажется, самые интересные - это фото и рисунки, относящиеся к тому периоду жизни монастыря, когда он был еще действующим.

- Павел, судьба Николо-Корельского монастыря при Советской власти, если сказать трагична - это ничего не сказать. Нашел ли этот период отражение в вашем сборнике?

- Разумеется, вскоре после революции монастырь был закрыт. Сначала там разместилась детская колония, затем коммуна, а летом 1936 года высадился десант первостроителей Северодвинска. Наталья Владимировна Михеева, преподаватель истории и обществознания, заместитель директора по учебной работе средней школы №22, описала первые десятилетия существования монастыря при Советской власти, а Юрий Михайлович Комбаров, архитектор, реставратор, художник, один из авторов проекта его реставрации и автор ряда статей, посвященных проблеме восстановления архитектурных памятников Николо-Корельского монастыря, рассказал его новейшую историю вплоть до наших дней, представил перспективы развития и виды на будущее этого архитектурно-исторического и духовного памятника Северодвинска.

- Впрочем, местом ссылки храм был и до революции. - К разговору вновь подключился отец Александр. - Вспомним канонизированного на юбилейном Архиерейском соборе митрополита Ростовского Арсения Мацеевича, ярого противника секуляризации церковных вотчин вступившей на престол в 1762 г. Екатериной II.

- Да, в сборнике есть отдельная статья, посвященная узникам Николо-Корельской обители, принадлежащая перу вашего покорного слуги. Так что читатели могут ознакомиться с тяготами и перипетиями их жизни в монастыре тоже.

- Павел, надо полагать, что ваша всеобъемлющая книга - самый шикарный подарок горожанам не только в эти юбилейные дни, но и на долгие-долгие годы. Так что сомневаться в ее востребованности потомками не приходится.

- Хочется в это верить.

Беседовал Александр ИПАТОВ