Вечерний Северодвинск
Номер от 23 июля 2003 г.

Федор Усов: «Проводив Шуру, я бегом к Вале!»
22 июля в кругу самых близких людей кавалер двух орденов Славы отметил свое 80-летие

НАШ ГОРОД готовится отметить 65-летие. Сколько же лет из них вы связаны с Северодвинском?

- Сюда я приехал в 1939 году. Считайте сами, исключая, конечно, войну. В 1941-м мне было 17 лет. Декабрь в городе стоял страшный - голодно и холодно. Как-то мой друг Яшка Борисов услышал, что в армии хорошо кашей кормят. Пойдем, говорит, попросимся в армию. Приперлись в военкомат, там майор весь запаренный бегает. Посмотрел на нас и заорал: «Материнское молоко на губах не обсохло! Марш домой! Придет время - призовем».

Ну а через год я попал в Архангельское пулеметное училище, в Цигломени. Должен был стать старшим офицером пулеметного взвода. Тут осложнились дела на Ленинградском фронте, так что учебу завершить не довелось. Вот и бросили нас на Волховское направление. Войну я начал автоматчиком в 24-й Гвардейской дивизии. Но гвардейцем-то пробыл всего 15 дней. При штурме получил первое ранение. Так и выбыл из гвардии, не получив даже гвардейского значка.

В волховском госпитале я пролежал неделю, а город бомбили страшно. Нас погрузили в поезд - и в Череповец. Через полтора месяца я вернулся на фронт, в Тихвин. Получил назначение в

90-ю Краснознаменную дивизию, позднее Ропшинскую, вместе с которой прошел от Ленинграда до северной окраины Берлина. В районе Ростока узнали о капитуляции Германии. День Победы встретил в качестве командира минометного расчета с петличками старшего сержанта.

- Итак, победили фашистов и вернулись в Молотовск?

- Не сразу, пришлось еще послужить. Берлин я изучил как свои пять пальцев. В Москве вмиг бы заблудился, а в Берлине с закрытыми глазами любую улицу мог найти.

- А когда же в вашу жизнь вошла музыка?

- Этим-то я начал грешить с юности. Играл в самодеятельном оркестре на мандолине. В Берлине удалось приобрести аккордеон.

- После войны вы смогли получить профессиональное музыкальное образование?

- Конечно. Поехал в Архангельское музыкальное училище, меня, как фронтовика, приняли очень любезно. Директором был Борис Александрович Князев. Поступил я в сорок восьмом, а закончил учебу в 1952 году. Получил направление в Молотовскую музыкальную школу. Преподавателем довелось поработать всего полтора месяца, потом назначили завучем. На этой работе я пробыл до 22 февраля 1955 года, а 23 февраля стал директором музыкальной школы.

- О том, как вы строили здание нынешней музыкальной школы №3 на улице Бойчука, ходят легенды...

- Да не строил я ее, это строители делали, а я просто все пробивал; что ни день, то я в исполкоме. Сам подыскал подходящий проект, с ним прошел по всем кабинетам и получил конкретную поддержку.

- Кого из коллег той поры вы вспоминаете?

- Конечно, прежде всего, Бориса Александровича Шишалова. Чудо-парень был. С Анатолием Петровичем Кузнецовым мы дружили, Барышева замечательный педагог...

- А кем из учеников вы можете гордиться?

- Сестричками Сорокиными - Капой и Любой. Сейчас-то у них уже другие фамилии. Мои любимые ученицы. До сих пор меня не забывают. Окончили в Архангельске музыкальное училище. Одна теперь работает в Нарьян-Маре, а вторая - в нашей школе.

- Как музыканта в Северодвинске вас знают и помнят хорошо. Может быть, приоткроете и тайну семейной жизни? Как она складывалась? Где вы познакомились с будущей женой?

- Здесь же, в Молотовске. Она училась в ремесленном училище. Тогда Валя Пушкина не производила на меня большого впечатления. Пушкина как Пушкина. В сорок пятом году я в армии получил отпуск. Хожу по Молотовску, гуляю. Познакомился с Шурой Котовой. Тоже из ремесленного училища.

В сорок седьмом мне дали еще отпуск. Пошли с Шурой в клуб Горького в кино. Вдруг вижу: впереди Валя Пушкина. Как оглянулась на меня - елки-палки, до чего расцвела! Какая же красавица стала! Все! Проводил Шуру Котову домой - бегом в общежитие к Вале Пушкиной. Так началась наша дружба. Потом я поступил в музыкальное. Думаю, мать твою, четыре года придется ждать! Согласится ли она на это? Как быть-то, говорю, Валечка? Не знаю, отвечает, решай сам. Три с половиной года ждала, а потом намекает: ну так что? И вот на последнем курсе, в 1951-м, мы поженились.

Спустя два года она подарила мне дочь, а в 56-м сына. Дочь окончила музыкальную школу, потом училище. Работала в детской школе искусств на Яграх, затем я взял ее к себе.

Сын также окончил музыкальную школу, причем с отличием. На экзамене играл сложнейший фрагмент Патетической сонаты Бетховена. Его вовсю сватали в музыкальное училище, а параллельно он учился в английской школе, и там учителя высоко ценили его способность к языкам. В общем, поступил в Архангельский пединститут, окончил его, ушел на полтора года в армию. Там он получил специальность военного электрика. Вернувшись домой, работал на строительстве завода «Полярная звезда». Окончил втуз, получил второе высшее образование. Потом руководил объединенным комитетом профсоюза работников судостроения, оттуда его пригласили в мэрию. А сейчас он трудится в областном совете профсоюзов. С красным дипломом окончил управленческую академию в Санкт-Петербурге.

В общем, за детей нам с женой не стыдно.

- Федор Андреевич, с юбилеем вас и с юбилеем города, для которого вы сделали столько добра!

Александр ГУЗНИЩЕВ