Вечерний Северодвинск
Номер от 9 января 2003 г.

Рождественское послание
епископа Архангельского и Холмогорского Тихона духовенству, монашествующим и мирянам Архангельской епархии Русской Православной Церкви

Возлюбленные во Христе всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех Вас с наступившим торжеством праздника Христова Рождества! Вновь и вновь озаряется мир этой светозарною ночью, вновь и вновь тьма отступает пред Светом, ибо «посетил нас свыше Спаситель наш, Восток востоков». Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин.1,9), ныне полагает начало новой жизни и новой истории человечества. Чистотою и светом, тишиною и умиротворенностью веет от яслей новорожденного Богомладенца. Чудесный праздник Рождества светел, как душа ребенка. И потому так легко и радостно открывается через него детям дорога к Богу. В этой ликующей атмосфере детские голоса сливаются с ангельским хвалебным пением. Христос рождается, славите! Этот сладостный напев Рождественского канона звучит сейчас под сводами храмов, откликаясь в сердцах, живущих верой. Дети и младенец Христос! Да и кто, как не ребенок с такою непосредственною простотой отзовется на голос младенца.

Подобное радуется подобному, говорили в древности мудрые люди. И нынешнее событие - это, прежде всего, праздник сердечной чистоты, детской непорочности и вечной новизны. Для него тесны рамки времени, его нельзя ограничить ни временем, ни пространством, ибо этот день царствует над временами, простираясь на века. Воистину, праздник Рождества - праздник без границ.

Рождество Христово для каждого человека - это миг, когда он принял Христа в свое сердце. С этого мига начинается преображение внутреннего человека. По словам святых Отцов Церкви, Бог для того и стал человеком, чтобы человек обожился, уподобился Творцу, стал богом по благодати. Воплощение сына Божия - залог обожения человека. Человек не достиг бы никогда обожения, если бы Бог не воплотился. Один из великих богословов нашей церкви св. Иоанн Дамаскин говорит, что воплощением Слова второе единение Бога с человеком вошло в мир. Первое, бывшее в раю, было потеряно отпадением человека от Бога. Все покрывающая Любовь Божия устраивает теперь другое, второе единение между Богом и человеком, единение, которое уже не может быть расторгнуто, поскольку оно осуществилось в Личности Христа. Через ипостасное объединение двух естеств (Божественного и человеческого) во Христе человеческая природа навсегда соединена с божеством, ибо Христос - вечно Богочеловек. Отныне разрушена та непреодолимая для человека преграда, которая делала невозможным единение с Богом. «Сколько благ доставило нам вочеловечивание Спасителя ! - восклицает святитель Василий Великий (4 век). - Расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое... оно снова приводит в единение и с самим собою и с Богом».

По словам Федора Михайловича Достоевского, человеческое сердце превратилось в поле духовной битвы, где «диавол с Богом борется». С пришествием в мир Христа Спасителя человек обрел возможность победы в этой невидимой брани, восстановление утраченного мира и внутренней гармонии, избавление от греха и спасение. «То спасается, что соединяется с Богом» (св.Григорий Богослов, 4 в.). Однако наше спасение, обожение или богоподобие совершается свободно, по доброй воле. «Бог спасает нас не без нас», - говорит св. Петр Афонский. И в деле спасения все мы призваны быть соработниками Творцу, соучастниками Славы Божией, которую воспели ангелы в Рождественскую ночь. Ибо «Слава Божия - это человек живой», - утверждает св. Ириней Лионский. С того мгновения, когда Сын Божий воспринял человеческую плоть, изумление пред тайной Бога неотделимо от нашего изумления и пред тайной человека. Из этого изумления и благоговения пред тайной воплощения рождается в сердце подлинная молитва. Обращенная к Богу молитва соединяет нас с людьми всей земли. Чтобы сердце наше исполнилось благодатных даров, мы должны очистить его храмину пламенной молитвой. Жизненное правило побуждает людей благой воли, а особенно христиан, ознаменовать наступление великого торжества благими делами. И как дерево узнается по своим плодам, так совершенные нами дела свидетельствуют о нашей вере.

Сегодня для каждого человека праздник жизни, ибо рождение - это начало новой жизни. И поэтому не позволительно никому быть сегодня печальным. Сорадуясь друг другу, мы умножаем радость. Любовь, которую являет нам ныне Господь, рассеивает греховный мрак и побеждает страх смерти (1 Ин. 4,18).

Что, кроме благодарения, можем мы принести к Вифлеемскому вертепу? Все, что мы имеем, даровано нам Богом. И самый великий из этих даров - Любовь. Только она приличествует Дароподателю. Пусть же наши сердца воспримут Христа, станут теми яслями, в которых поселится любовь Божия. С Его вселением мы становимся безмерно богатыми и от избытка радости щедро делимся ею с другими.

Дорогие братья и сестры! В этот святой для мира день торжественным гимном Рождественского праздника звучит ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2 , 14).

В песне небожителей заключена великая радость, ибо благоволение в человеках обозначает благосклонность, благорасположение Бога к нам. И мы возносим хвалебные слова за все ниспосланные милости.

Минувший год Благости Божией для нашего северного края был юбилейным. Мы отмечали 320-летие основания епархии. Сугубой духовной радостью стало для архангелогородцев посещение нашего града великой Всероссийской святыни - чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Пресвятая Дева - Звезда, являющая Солнце, явила и нам свой Пречистый Лик и благословила нашу землю.

Весною мы сподобились еще одной милости: город обрел скульптурное символическое изображение своего небесного покровителя - Архистратига Божия Михаила. Скульптура Архангела была установлена и освящена у здания епархиального управления. В этом же году по традиции проводились уже Пятые Иоанновские образовательные чтения. Форум объединил под своей эгидой педагогов и пастырей. Будем надеяться, что все доброе, содеянное в этом году, послужит к возрождению отчего края. Наступающий же год пусть станет временем новых начинаний и достижений. А чтобы не сбиться с пути, приводящего ко Христу, к миру и согласию, пусть над всеми нами немеркнуще сияет огонек Вифлеемской звезды. Необходимо лишь помнить духовное наставление апостола Павла, который говорит: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12, 12). Этим путем, заповеданным Самим Спасителем, последуем и мы, чтобы «жить для правды» (1 Петр. 2, 24).

Возлюбленные о Господе! Вспоминая и прославляя Рождество Спасителя, сердечно поздравляю православную паству Поморской земли с этим великим торжеством! Берегите в сердцах ваших любовь Богомладенца Христа. Мир Божий да владычествует в каждом из нас!

епископ Архангельский и Холмогорский

Рождество Христово 2003 г. Архангельск