Вечерний Северодвинск
Номер от 16 октября 2002 г.

А в это самое время...
Досточтимые обыватели рассчитывались на «первый - второй»

КОГО КАК, а меня появление новых национальностей в федеральном реестре даже позабавило. Оказывается, житель прибрежий Архангельской области теперь может считать себя помором не просто по географическому месту проживания, а и по крови. Во всяком случае, закончившаяся 16 октября перепись населения выведет точную численность вновь образованного национального меньшинства. А поскольку все это делается официально, то и последствия могут быть далекими.

Поморы как национальное меньшинство уже могут начинать борьбу за свои суверенные права. Как то: требовать разрешения на постоянный вылов семги в нерестовых реках как традиционного продукта питания; выделения постоянной квоты на представительство нового малочисленного народа Севера в органах государственной и муниципальной власти; издания учебников и книг на родном поморском языке; законодательную защиту поморских обычаев; депортации оккупантов русской национальности; предоставления автономии и т.д. и т.п.

Всё это может показаться смешным, надуманным и несерьезным. Известно давно, что на Севере живут люди «примороженные», тихие и спокойные, не способные к решительным действиям. Кто ж у нас будет добиваться каких-то мифических льгот, привилегий, статуса. Но, как думается, такие утверждения поверхностны и не соответствуют исторической правде. Имеются свидетельства, что поморы были жуткими хитрованами, что объегоривали даже евреев. О решительности говорит и современная история - северные гангстеры считаются в России самыми крутыми и опасными. Стало быть, нашему населению решительности и предприимчивости не занимать. Вот и может оказаться, что к следующим большим выборам мы получим новое политическое движение, стоящее под знаменами поморской исконности и исключительности. Да и примеры имеются. На юге страны народ в эти дни записывался в другую новую национальность - казаки. А как этот народ добивается своих прав, мы знаем.

Казаки - казаками. Они ходят в галифе с лампасами, носят шашки и нагайки. Но здесь-то, как бы по преданию, не на конях по степям, а на кочах по морям хаживали. Стало быть, теперь, в дань традиции, придется носить тельники, широкие рыбачьи шляпы, сапоги-бродни, длинные суконные кафтаны. А как быть нам, русским? Или мы опять оказываемся чужими на Русском Севере?

Юрий ЗОРИН