Вечерний Северодвинск
Номер от 16 октября 2002 г.

Приветствие с того света
Продал соседу леща и переживал: вдруг червивый?

СЕСТРА у жены ездила в Москву за товаром и привезла мне таблетки «Не старик».

Семнадцать годочков я инвалид - привык таблетки глотать. Уже и счет потерял, сколько их проглотил, кажется, около пятидесяти тысяч или поболе. Принял три таблетки «Не старик» и заснул. Сон приснился, да такой веселый, что вскочил - решил записать.

Будто стою я на крыльце Дома культуры (когда-то работал там), а по мосткам идет мой сосед Васька Веселков. Одет он в длиннющую шинель - до земли только два пальца не достает. На одно плечо прицеплен погон старшины, а на другое - эполет золотой. Фигура монументальная и мало чем отличается от памятника вождю на площади. При жизни Васька был роста небольшого, но плотный и с пузом. Обернулся он в мою сторону и спросил: «Всяко рыбки не продашь?».

И вспомнил я: продал ему как-то лещей солитерных. Стыдно мне стало, видать, сосед вспоминает меня на том свете.

Вот как дело было. Жена увезла ребят на лето к бабушке на мою малую родину в Коми. Сказала, что недолго проездит, и оставила мне на пропитание десять рублей. Денежки эти я в первый же вечер пропил. Бутылка водки стоила тогда 3 рубля 62 копейки. Дожил: хлеба купить не на что. Задумал рыбы наловить и продать, хотя торговля в те годы была непривычна. Все мы были воспитанниками комсомола и до сих пор остаемся осколками тех времен.

Тогда в воскресный день я проторчал на запани у моста и выудил одиннадцать лещей по килограмму каждый. Обрадовался: хоть выжарю да поем досыта, не то урчит в животе. Взял ведро рыбы и вышел чистить к сарайке. Только распорол пузо у первой рыбины - оттуда солитер вылез. Глаза мои задрожали, я и выкинул рыбину котам за поленницу. А куда остальных? Вот бы продать, думаю.

Тут меня и засек сосед.

Васька с самого утра сидел у калитки на березовой чурке и думал, где бы опохмелиться. И напевал: «...в красной рубашоночке хорошенький такой».

Выпросил он рыбу и сунул мне три рубля. (Леща тогда продавали по 70 копеек кило.) Отнес он рыбу домой и через пять минут вернулся. Шлепнул юбилейный рубль на стол и сказал: «Мало денег-то дал, вот хозяйка еще отправила». Сколько он выпросил у жены, мне совсем не интересно, видать, на похмелку хватало.

Нынче спасибо говорю соседу за то, что приснился, а то ведь скука. Веселый был мужик Василий, коммунист и участник войны. И выпить любил. Как напьется - про войну рассказывал. Мол, сидел в окопе три дня и разок из винтовки стрельнул. Самолет гудел где-то, все стреляли вверх, и он стрельнул.

Анекдотов Васька знал воз, и сам был, как ходячий анекдот. Раз выпивши упал в городском саду. Холодно уже было, снег выпал. Бабка какая-то пожалела, жене сказала. Положили его бабы на санки и приволокли к крыльцу. «А дальше-то как?» - спрашивает одна. Крыльцо высокое, пузо у Васьки надутое, никаких сил не хватит, чтобы затащить мужика.

«Дальше? Дальше вот так», - сказал Васька, встал и без всякой помощи взошел по ступенькам. Большой был шутник этот Веселков!

Еще много раз просил он рыбы продать, но я боялся укоров: если те лещи были солитерные, да хозяева поняли - опозорили бы меня на весь город. Нет, видно, обошлось тогда - с того света сосед просит рыбки продать...

Михаил УЛЯШОВ г. Каргополь