Вечерний Северодвинск
Номер от 9 августа 2002 г.

Журналист с большим сердцем
На 67-м году жизни после продолжительной болезни умер ответственный секретарь Союза журналистов Архангельской области Тюрин Владимир Михайлович

Имя журналиста Тюрина еще при жизни стало легендой. Читатели «Правды Севера» уже в семидесятых-восьмидесятых годах ждали выхода его материалов, зная, что они будут очень интересны, что этот журналист никогда не врет. Владимир Тюрин работал корреспондентом, заведующим отделом, специальным корреспондентом, ответственным секретарем «Правды Севера». Он лауреат премии Союза журналистов СССР, областной премии имени А.Гайдара. Но, пожалуй, самым заслуженным было его неофициальное звание - король репортажа. Так его называли коллеги, таковым его считали читатели.

В архангельской журналистике сейчас работает немало людей, которые считают его своим учителем. Владимир Михайлович пользовался у журналистов не только заслуженным авторитетом, но и огромным уважением, любовью. Не случайно в последние годы они избирали его председателем Архангельского правления Союза журналистов России, ответственным секретарем Союза журналистов области. Мнение Владимира Михайловича по сути было самым весомым при решении вопросов о вступлении новичков в Союз журналистов России, о награждении премией Союза журналистов.

В жизни этот огромный мужчина был очень скромным, застенчивым человеком. Его любви, заботы хватало не только на близких, но и на тех людей, которые с ним соприкасались. С мнением Владимира Михайловича считались не только крепкие профессионалы, но и молодые коллеги, которые вступали на этот тернистый путь.

Союзы журналистов России, Архангельской области выражают глубокое соболезнование родным и близким покойного, его коллегам. Память о короле репортажа Архангельской области, заботливом и честном человеке навсегда сохранится в наших сердцах.

Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России,Вячеслав Белоусов,председатель Союза журналистов Архангельской области

Прощание с Учителем

Я горжусь, что моим учителем в журналистике был Владимир Михайлович Тюрин. Я мечтала работать у него всегда, еще со школьных лет, и была счастлива, когда он взял меня в свой отдел информации.

Когда скупо («чтобы не зазналась») хвалил и даже когда ругал - потому, что делал он это любя, по-отечески. Никакого особого педагогического таланта у него, наверное, не было, но Владимир Михайлович был талантливым журналистом и человеком - мы, «зеленые» выпускники журфака, многому учились у него, просто потому, что работали в одном кабинете. Теперь я мечтаю о том, чтобы всем моим студентам также повезло с учителями, когда они придут работать в редакции. Журналистике невозможно обучиться в университетах и аудиториях: для того, чтобы стать профессионалами, им понадобится не год и не два практической работы - было бы с кого брать пример. Но, к сожалению, Учителя уходят...

И мы не успеваем их поблагодарить. Совсем недавно Владимир Михайлович так радовался за меня, говорил, что гордится мной, а я так и не сказала ему главного: того, что мой профессиональный успех - его заслуга. Что не попади я тогда, двадцать два года назад, в его отдел - возможно, и не состоялась бы. Все думала: еще успею, как-нибудь обязательно скажу. Простите меня, Владимир Михайлович, за то, что не успела.

Ольга Третьякова, руководитель отделения журналистики ПГУ

Репортер № 1

Не представляю Архангельск без такого, как он, короля

Ушел Владимир Тюрин, как и жил, скромно, без восклицательных знаков. Хотя все, что он делал в жизни, что писал, будь то двадцатистрочная заметка или полосный репортаж, вызывало желание ставить на полях восклицания. Как поздно вспоминаем мы слова поэта: давайте восклицать, друг другом восхищаться!..

Познакомились мы с ним три десятка лет назад в «Правде Севера». Я только начинал в журналистике, приехав из питерского университета. Володька был звездой первой величины, королем репортеров. Заведовал лучшим отделом газеты - отделом информации. Но как он, породистый, звенящий медалями пес, возился с нами, неуклюжими, мало чего умеющими щенками! Как пестовал нас! Терпеливо, часами втолковывая какие-то простые (для него) и сложные (для нас) истины. И как радовался любому нашему уверенному шагу. Жаль, но сейчас, мне кажется, у юных газетчиков таких учителей, такой школы уже нет.

Сам он писал очень просто. В его репортажах не было пышных цветистых эпитетов. Но какими удивительно «вкусными» были эти простые фразы, от которых пахло морем. Его герои вызывали удивление, восхищение, уважение. И они - моряки, рыбаки, геологи - долго еще после публикаций ходили к Тюрину в гости, шумно рассаживались, пили чай и водку. И крепко с ним дружили.

Подписывал он свои репортажи коротко и звонко - Вл. Рин. Думаю, что лишь отчасти псевдоним этот родился от сокращения фамилии Тюрин. Скорее всего, подтолкнуло еще и то, что Вл. Рин звучит почти так же, как Грин, которого он любил. И на которого, мне кажется, был внешне очень похож. Впрочем, не только внешне.

Когда говорят о высоком уровне архангельской журналистики, на ум сразу же приходят люди, поднимавшие эту планку. Иван Мартынович Стегачев. Павел Семенович Некрасов. Юрий Шнитников. Володя Сигарье. Два Жени - Медведюк и Салтыков. Зорий Шадхан. Виктор Толкачев. Можно назвать еще десятки фамилий... Но Тюрин в этом ряду всегда был и остается для меня журналистом номер один. Тем горизонтом, к которому стремишься. И, наверное, никогда не достигнешь. Но стремиться все-таки надо.

Я думаю, он ощущал это свое место. Но никогда и, уверен, никому не показал даже взглядом это свое превосходство. Он был замечательно умный и очень тактичный человек. Он умел дружить. Любил людей. И очень любил жизнь.

Мы, Володя, тоже тебя любим. И будем помнить.

Андрей МАСЛЕННИКОВ