Вечерний Северодвинск
Номер от 13 декабря 2001 г.

Бюджетный сценарий-2002
Жить по потребности хотелось бы, но при скудости тех денежных доходов, которые поступают в бюджет Северодвинска, никак не получается. Что из этого вытекает? Вызываешь сантехника, чтобы заменили проржавевшую трубу, а он тебе втолковывает, что платят им сущие копейки и труб на складе нет, потому что не на что купить... Это то, с чем мы сталкиваемся постоянно. По остаточному принципу финансируется не только ЖКХ, но и другие городские отрасли.

Что нас ждет в 2002-м? В первом чтении депутаты бюджет уже приняли. И, скорее всего, в окончательном виде основной закон Северодвинска будет утвержден еще в декабре, а не в марте-апреле, как делалось в последние годы. В абсолютных цифрах объем собственных доходов составит 735 миллионов 940 тысяч рублей, расходы же «потянут» на 986,4 миллиона. Добавим, что на выплату зарплаты бюджетникам в виде финпомощи поступит еще 198,9 миллиона. Таким образом, предельный дефицит бюджета определен в 7 процентов.

Без сравнения и анализа подобная цифирь никому ничего не говорит. Чтобы разобраться, какой бюджет мы получим, на «прямой провод» с читателями «Вечерки» редакция пригласила депутатов, председателей постоянных комиссий Александра Гришина, Сергея Борского, Ларису Павловскую и Алексея Новикова.

Корр. - Александр Михайлович, первый вопрос, который задал постоянный читатель «Вечерки» Михаил Юрьев, звучит так: какой же бюджет нам нужен? Имеется в виду его денежное наполнение. И второе - как он контролируется?

- Миллиард 850 миллионов рублей. Фактически в два раза больше, чем реально мы можем располагать. Все считается по нормативам, исходя из численности населения города.

Теперь, что касается контроля. Напомню, что еще в 1996-м все бюджетные статьи умещались на двух страничках. Сейчас это уже объемный документ, в котором каждая расходная статья расписана. К примеру, если речь идет о капитальном ремонте жилья, то должно быть известно, сколько на что будет потрачено. Таким образом, бюджет стал достаточно «прозрачным», чтобы можно было контролировать расходы.

- Лев Иванович Самылов беспокоит, у меня вопрос к Сергею Николаевичу Борскому относительно тех 750 тысяч рублей, которые предполагалось потратить на разработку в Санкт-Петербурге программы на проведение конкурсов по муниципальному заказу. Бесспорно, дело стоящее, но почему не привлечь к этому своих программистов?

- Согласен. Такое предложение депутаты, как известно, на сессии муниципального Совета и не поддержали, а те 750 тысяч, которые требовались при распределении дополнительных доходов в бюджете, пошли на погашение долгов учреждениям культуры города.

- Хорошо, меня еще вот что волнует. Очевидно, что с увеличением расходов на коммунальные услуги возросло и количество горожан, претендующих на субсидии. Не случится ли так, что денег на эти цели в бюджете будущего года не хватит?

- Могу сказать, что средства на субсидии должны поступать из областного бюджета. Тех 60 миллионов рублей, которые планируется распределить на всех, явно недостаточно. Только Северодвинску потребуется 46 миллионов.

- Это в том случае, если не увеличат тарифы на тепловую и электрическую энергию. Только, судя по заявлению представителей РАО «ЕЭС России», они намерены поднять цены на свои услуги. И как быть тогда?

Лариса Павловская: - Если энергетики все-таки объявят населению области «холодную войну», а зарплата северян существенно не поднимется, то, понятно, очереди за субсидиями вырастут. Уже сегодня в Северодвинске их получает десять тысяч семей.

Александр Гришин: - Другая проблема - те обязательства, которые дают людям право на льготы. Чтобы их выполнить, из федеральной и областной казны потребуется перечислить 304 миллиона! Центр пытается все затраты переложить на региональные бюджеты. Реально ли? В лучшем случае на их финансирование найдется треть от тех денег, которые нужны. Скажем, исполнение трех основных законов, в том числе - о ветеранах, подкрепляется финансированием процентов на 60.

- И какой выход?

- Все настойчивее говорят о том, чтобы большинство льгот вообще отменить. Вместо этого тем, кто действительно нуждается, оказывать помощь в виде адресных субсидий.

- Александр Михайлович, а что касается повышения зарплаты работникам бюджетных сфер, на что рассчитывать медику или учителю?

- По оценкам мэрии, на то, чтобы вовремя расплачиваться с бюджетниками, потребуется порядка 550 миллионов. Это уже с грядущим повышением. Насколько увеличится заработок того же учителя? Мне судить сложно, более ощутимая прибавка ждет специалистов с 7 по 9 разряды.

- Скажите, пожалуйста, а что за решение приняли недавно депутаты, позволяющее нам наводить порядок в своих домах за счет снижения платы за квартиру?

Лариса Павловская: - А как вас зовут?

- Елена Григорьевна.

- Елена Григорьевна, вы имеете в виду временное положение о компенсации затрат на ремонт подъездов жилых домов. Оно как раз и регламентирует порядок заключения договоров горожан с жилищными организациями, дающих им право за счет снижения фиксированных платежей выполнить тот же косметический ремонт подъезда или заменить трубы в стояке.

- На сколько же будет снижаться эта плата?

- На половину от начисленной квартиросъемщику суммы за содержание жилья. До тех пор, пока затраты на ремонт не возместятся. Подчеркну, что это положение будет действовать до 31 декабря 2002 года. Я считаю, что это очень важный этап на пути к развитию местного самоуправления, и после того как мы сможем оценить итоги взаимодействия горожан с коммунальными службами, будет принято новое решение.

- Я вас поддерживаю и считаю, что иначе навести порядок в собственном доме невозможно. Хорошо бы не ограничиваться подъездами. к примеру, в моей квартире пора бы менять трубы, а «жэковских» сантехников не дозовешься. Может, вообще от их услуг отказаться?

- Это невозможно. А вот насчет того, чтобы расширить перечень тех работ, который включен во временное положение... Давайте подождем, оценим, каких результатов мы добьемся.

- Павлов вам звонит, мне интересно, за счет каких основных источников пополняется бюджет?

Александр Гришин: - На 80 процентов - от подоходного налога. А вот доля налога на имущество составляет 14 процентов.

- И каковы перспективы?

Алексей Новиков: - Прогнозы, увы, неутешительны. И главное - не удастся остановить спад производства. Если сможем привлечь задолженность предприятий, которая оценивается в 350 миллионов рублей, тогда полегче будет.

Александр Гришин: - Пока все не определенно. К примеру, энергетики возьмут все-таки и повысят тарифы на 60 процентов, как они заявляли, и что? Если мы планировали выделить на «коммуналку» 60 миллионов, то потребуется добавить еще 20-30.

Лариса Павловская: - А серьезного роста зарплаты не предвидится.

Александр Гришин: - Хотелось бы верить, что у наших основных предприятий положение с загрузкой улучшится. Тогда появятся и дополнительные доходы. Но пока что-либо определенное сказать трудно.

Вместо послесловия

На вопрос, каким в итоге представится горожанам бюджетный сценарий 2002 года, еще предстоит ответить. Депутаты намерены обсудить его проект во втором чтении уже 27 декабря. И с согласия участников «прямого провода» к этой теме мы еще вернемся. Так что точка не поставлена.

Подготовил Василий РАШЕВ