Корабельная сторона
Номер от 17 декабря 2009 г.

Заказы в разных корзинах
Залог успешной работы Севмаша – разные направления его деятельности

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

В минувшую пятницу генеральный директор Севмаша Николай Калистратов дал интервью группе журналистов. Говоря о стратегии и о ближайших перспективах развития верфи, он напомнил об известной поговорке - не следует держать все яйца в одной корзине.

БЕЗУСЛОВНО, ведущее место должен занимать оборонный заказ. По словам гендиректора, испытания ракетоносца «Юрий Долгорукий» идут успешно, корабль показывает хорошие характеристики по акустике, энергетике, системам управления. «Булава» - отдельный вопрос, но этот комплекс находится в ведении Роскосмоса. Николай Калистратов выразил уверенность в том, что корабли серии «Борей» так или иначе будут востребованы российским флотом.

Ремонтируется плавдок, и в ближайшие месяцы в него будет выведена головная многоцелевая АПЛ «Северодвинск». Пока на корабль в помещении цеха принято электропитание, воздух высокого давления.

Надеются на Севмаше продолжить работы и над дизельными лодками – на экспорт. Генеральный директор дал понять, что с Рособоронэкспортом достигнута договоренность о выделении нашей верфи подряда на три субмарины из тех, что, как предполагается, будут заказаны в России в ближайшее время.

Но, конечно, главное в сфере ВТС – работы на авианосце для Индии. «Борьба за каждую копеечку» - так охарактеризовал ход переговоров с индийцами Николай Калистратов. Борьба нелегкая – ведь нельзя не признать, что вина за неправильно определенные первоначально сроки и стоимость контракта лежит на российской стороне. И все же есть весомые надежды на дополнительное финансирование – ход работ будет зависеть от него.

Другое стратегическое направление развития – строительство техники для освоения морских месторождений углеводородов. Работы для Газпрома над стационарной платформой «Приразломная», по словам Николая Калистратова, принесли за последний год 13 миллиардов рублей. Успех в этом проекте дает надежды на продолжение сотрудничества – строительство как платформ, так и добычных судов. В этом смысле большие надежды возлагаются на сотрудничество с компанией «ДОРИС Инжиниринг» (Франция), имеющей опыт в проектировании техники для освоения шельфа. Документы о создании совместного предприятия должны быть подписаны 17 декабря.

Есть надежды и на продолжение строительства полупогружных платформ, прерванного кризисом. В настоящее время анализируется предложение потенциального заказчика построить одну такую платформу.

Прокомментировал Николай Яковлевич и недавно еще экзотическое для Севмаша строительство океанских яхт. По его словам, эти заказы относятся к высокотехнологичным, позволяют поддерживать необходимый уровень, в частности, в обработке алюминия и титана. Возможно даже, что это производство будет обособлено – как, например, винтообрабатывающее на «Звездочке». Представители брокерских компаний, общавшиеся с руководством Севмаша, оценили работу по корпусу первой яхты как хорошую. Однако, по словам Николая Калистратова, следует «избегать авантюризма» и в будущем сотрудничать с опытными в соответствующей сфере проектантами. Пока же яхты проектирует КБ «Алмаз», до того специализировавшееся на военных катерах. Впрочем, уточнил заместитель генерального директора Валерий Бородин, выбор «Алмаза» в этом случае продиктован заказчиком.

Алексей ЯНИН