Корабельная сторона
Номер от 17 декабря 2009 г.

Пока «Булава» еще вертится…
Очередное испытание морской баллистической ракеты «Булава», как и большинство предыдущих, закончилось неудачей. Пуск был произведен 9 декабря из акватории Белого моря с борта атомной подлодки «Дмитрий Долгорукий». Предполагают, на сей раз «не сработала третья ступень ракеты». В предыдущих испытаниях, говорят, не срабатывала первая...

ПРЕДПОСЛЕДНИЙ запуск состоялся 15 июля 2009 года, и 12-е по счету испытание «Булавы» планировалось провести 15 октября, однако пуск был отложен по решению комиссии, расследовавшей причины июльской аварии. Тогда в результате инцидента генеральный конструктор ракеты Юрий Соломонов подал в отставку, а начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал Николай Макаров заявил, мол, проблемы связаны не с конструктивными особенностями ракеты, а с проблемами на производстве, и признал - неудачи «Булавы» оказали «серьезное моральное влияние» на ее разработчиков и поэтому не только меняется завод, где будут производиться работы, но и главный конструктор уходит в отставку...

И вот конструктор ушел, завод сменили, а «Булава» так и не полетела, разве что напугала добропорядочных норвежцев. «Коммерсантъ» отметил, что неудачный запуск ракеты оставил яркий, в прямом смысле, след над северной частью Норвегии. На норвежском сайте vgtv.no были размещены кадры видеосъемки полета некоего вращающегося и светящегося объекта, который наблюдали жители Тромсе примерно в 7.45 утра по местному времени. В целом неудача 9 декабря очень широко комментировалась СМИ. Некоторые обозреватели язвительно заметили – Минобороны, «видимо, впав в прострацию», подтвердило провал испытаний лишь на вторые сутки, а представители разработчика — Московского института теплотехники их вообще никак не комментировали. «Российская газета» считает - для всех нас будет лучше, если ядерные головы, заготовленные впрок для «Булавы», военные попридержат на своих хорошо охраняемых арсеналах.

Действительно, пока ракета никак не хочет лететь, ядерные заряды для нее уже готовы. «Никаких проблем с созданием ядерной боеголовки для межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» морского базирования нет и никогда не было, - заявил корреспондентам ИТАР-ТАСС за день до неудачного пуска начальник 12-го главного управления Минобороны генерал Владимир Верховцев. - Боевая часть для «Булавы» готова, причем уже давно, с нетерпением ждем завершения испытаний и принятия на вооружение самой ракеты». Вместе с тем генерал не стал отвечать на вопрос, сколько ядерных боевых блоков понесет «Булава», если все-таки полетит куда надо. «Сколько нам скажут, столько и будет иметь», — отважно отрапортовал генерал.

Так что ждем-с…

Постскриптум

В минувшую пятницу генеральный директор Севмаша Николай Калистратов отвечал на вопросы журналистов. Вопросы задавались разные, был и по поводу неудачи с «Булавой». Николай Яковлевич, якобы ответил: «Не стоит закладывать лодку под ракету, которая не летает», и эта его фраза послужила очередным витком для слухов и домыслов. К тому же некоторые СМИ далековато вынесли их из контекста всего интервью директора и трактовали достаточно вольно. В конце концов, решение о закладке на стапеле принимает все же не директор верфи, а заказчик будущего корабля - Минобороны. Но пересуды пошли: «На «Булаве» поставлен крест, теперь подлодки будем резать в утиль… Закладку 22 декабря очередного «Борея» отменят… Нет, не отменят, корабль заложат, а затем разрежут…»

Слухов хватает, хотя для начала следовало бы дождаться заключения комиссии, которая разбирает причины неудавшегося пуска. Это по меньшей мере. Либо подождать решения главкомата ВМФ.

Что же касается закладки корабля и… утилизации его впоследствии на том же стапеле, то в таком обороте дела особой сенсации искать не стоит. В практике российского судостроя, как и в истории Севмаша, таких случаев немало. Так, с началом Отечественной войны в эллинге завода №402 (так именовался в ту пору Севмаш) под резаки пошли конструкции линкоров и эсминцев, которые только-только принялись строить. В 50-х там же «разделали на иголки» тяжелый крейсер проекта 82 – уникальный корабль своего времени. Опять-таки на северодвинских стапелях разбирались легкие артиллерийские крейсера проекта 68-бис, причем в высокой степени готовности. Да и впоследствии корабелам Севмаша случалось отправлять в шихту конструкции так и недостроенных подлодок. Делалось это, разумеется, не по их воле, а потому порой со слезами на глазах.

Официально церемонии закладки «Борея-А» на Севмаше никто не отменял. К заслуженному юбилею своей верфи корабелы готовят целую программу мероприятий. Но пока Северодвинск полнится слухами по поводу дальнейшей судьбы «Булавы» и серии подлодок «Борей», неприятный привкус все же ощущается.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ (тел. 50-80-12)