Корабельная сторона
Номер от 12 ноября 2009 г.

Балтийский бьется о «Stena»
Знаменитая шведская судоходная компания «Stena RoRo» потребовала от одного из крупнейших российских кораблестроительных заводов – Балтийского - 900 млн рублей. Претензии шведов рассматривает президиум Высшего арбитражного суда России.

Нынче у Балтийского завода и в самом деле большие неприятности. Согласно последнему опубликованному финансовому отчету, кредиторская задолженность предприятия в несколько раз превышает размер его чистых активов, а непокрытый убыток достиг уже 2 млрд рублей. Открывается прямой путь к банкротству. А тут еще шведское дело. Вкратце его суть…

В 2005 году Балтийский заключил контракт на строительство для шведской компании океанских судов типа «Ro Pax» для перевозки автомобилей-трейлеров. Одним из условий договора был опцион – заказчик получил право за оговоренную сумму потребовать построить еще несколько роллеров такого же класса. В случае отказа завод обязался выплатить неустойку. В 2006 году на заводе сменился собственник, а из-за изменения мировой конъюнктуры строительство четырех роллеров стало для завода невыгодным. Заказчик, разумеется, не преминул воспользоваться своим правом, но получил отказ и в выполнении контракта, и в выплате неустойки. Шведы обратились в стокгольмский арбитраж и выиграли дело. В сентябре прошлого года третейский суд решил взыскать с Балтийского завода 20,3 млн евро. Согласно регламенту Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма принятое им решение является окончательным и обязательным с момента его вынесения. Это предусмотрено и принципами международного права. Однако Балтийский завод воспользовался некоторыми оговорками, упоминанием которых сейчас и пытается отстоять свою позицию. Арбитражный суд Петербурга в конце прошлого года разделил мнение петербургских судостроителей, отказав шведской компании в выдаче исполнительного листа. Но истцам удалось добиться пересмотра дела в Высшем арбитражном суде России (ВАС). Судьи сочли доводы шведской стороны убедительными, а аргументы против выдачи исполнительного листа необоснованными.

Сейчас в разбирательстве объявлен технический перерыв. Слушания вот-вот возобновятся. Устоять Балтийскому будет проблематично. Даже если российскому предприятию удастся уклониться от выплаты неустойки, которая, к слову, лишь частично компенсирует убыток шведской компании, это вряд ли сможет стабилизировать финансовое положение завода.

Александр ВЕСТНИКОВ