Корабельная сторона
Номер от 27 августа 2009 г.

Не плакатной души человек
Мы договаривались о встрече, а Валентина Константиновна корректировала: «Нет, сегодня не получится, много вопросов по заказу. В понедельник? Давайте с утра созвонимся, чтобы определиться с обстановкой и срочными делами».

А когда время все-таки выкроили, на стол легла эта интересная и занимательная стопка документов.

Город выбрали по энциклопедии...

Пухлая стопка документов: фотографии, листочки официальных характеристик, грамоты, благодарственные письма, пожелтевшая от времени заводская многотиражка… В них история судьбы человека, история коллектива конструкторского отдела, история предприятия четырех десятилетий. Сорок лет с хвостиком работает на «Звездочке» конструктор 1-й категории, руководитель группы, заслуженный конструктор Российской Федерации Валентина Константиновна Крупская. За это время Северодвинск стал родным.

Город для распределения молодые специалисты Крупские выбирали по энциклопедии. Валерию Крупскому, выпускнику Ленинградского военно-механического института, на выбор предложили Ковров и Северодвинск. В Ковров явно не хотелось, хотелось романтики - выбрали город у моря. Это молодая жена определилась: выросла на Черном море в Геленджике, училась в Ленинграде у моря Балтийского, значит, и жить надо у моря, пусть и Белого. Тогда Валентина даже не догадывалась, что выбрала свою судьбу и накрепко связала ее с судостроением. И конечно, даже предположить не могла, что спустя много лет ее гордостью станет нагрудный знак «30 лет связи ВМФ», врученный за внедрение новых средств связи на кораблях Военно-морского флота. Такой знак от генерального заказчика единственный на предприятии.

…а тут подводный флот

Но в 1968 году Валя Крупская сдавала экзамен на профпригодность главному конструктору «Звездочки» Игорю Владимировичу Сумкину. Он не ошибся и не прогадал в своем выборе, сам определил, что молодого инженера, выпускницу вонмеха по специальности «Электронные установки» можно взять в конструкторский отдел в группу специалистов радиосвязи, радиоразведки и внутрикорабельной громкоговорящей связи. Хотя, признайтесь, даже в среде радиолюбителей женщины - редкие птицы. А тут профи. Валентина Константиновна ничего необычного в своей работе не находит. Она не просто пошла учиться инженерному делу, а по стопам тети, уже представляя, что ее может ждать.

Вот и сейчас она подтверждает: интересно – да, всегда новое – да, а чтобы не отставать от времени и создаваемой техники - беспрерывная учеба, и это тоже замечательно.

Первые подводные лодки она увидела только после того, как приступила к работе. Во время практик дело приходилось иметь с ракетной техникой, вооружением, а тут подводный флот.

- И никакие они не страшные, очень аккуратненькие, небольшие. Мы же на дизельных начинали. А вот что меня впервые по-настоящему напугало, так это ледокол «Ленин». Никогда не думала, что на таком огромном судне придется работать, все казалось необыкновенно высоко и масштабно. Мало того что как конструктор по корабельной связи постоянно работала в штатных помещениях, мы с девчонками-комсомолками еще выходили на ночные субботники, драили полы в реакторном отсеке. По сегодняшнему уму не для девчонок та работа была, но для нас слово «надо» было почти приказом.

Ну как их можно разделить?

Своими первыми учителями и наставниками она с гордостью называет Юрия Михайловича Рогозина и Юрия Федоровича Меньшиткина. Первый помог в становлении как специалиста, а второй – ведущий по вооружению и спецтехнике – научил оперативно решать технические вопросы, общаться со специалистами сторонних организаций.

В ее производственной характеристике несколько строчек занимают перечисления и названия комплексов связи и другой специальной техники, с которой пришлось и приходится иметь дело, в том числе и на экспортных заказах ВМС Индии. Валентина Константиновна, объясняя особенность своей специальности, говорит: «Связь дело тонкое, с ней всегда приходится много работать, чтобы довести до ума». Ей и сейчас приходится часто бывать в командировках, а раньше, когда заказов сдавалось не по одному в год, поездки в профильные институты, к проектантам, к изготовителям систем были делом обыденным. И тут на выручку приходила мама, приезжая на зиму с Черного моря на Белое, это когда дочки были небольшие.

А Валентина, помимо основной работы, умудрялась в отделе попадать в самую гущу общественной жизни. Она еще и трех лет не отработала, как в конструкторском ее выбрали секретарем комсомольской организации.

Валентина Константиновна и сейчас остается в активе отдела, показывая пример молодым. Кстати, в ее послужном списке есть такая статистика: за последние 15 лет она обучила шесть молодых специалистов. И в этом тоже ее энергия, ее неуспокоенность, ее забота о будущем. Конечно, это приятно, когда твой труд оценили по достоинству, но Валентина Константиновна считает, что профессиональные достижения, особенно у женщин, неразрывно связаны с благополучием и семейным счастьем. Когда дома лад, то и на работе дело спорится. Теперь уже этой мудрости следуют ее дочери – Валерия и Виктория. Их успехами и достижениями мама гордится не меньше, у каждой своя семья, подрастают сыновья – внуки Валентины Константиновны и Валерия Васильевича. Защиту кандидатской диссертации младшей дочери Вики приняли как свою награду. Ну и мама не устает радовать дочерей своими достижениями: в год юбилея «Звездочки» ее портрет занесен на Доску почета. Снова радость. Семейная? Производственная? Ну как их можно разделить? Просто человеческая.

Надежда ЩЕРБИНИНА