Корабельная сторона
Номер от 27 августа 2009 г.

Куда ни кинь, везде дороже
Академику, дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премий Сергею Никитичу Ковалеву исполнилось 90 лет. Думается, излишне подробно рассказывать о том внушительном вкладе в отечественное судостроение, какой внес этот человек. Как и о том, какие дела и перспективы имел наш Северодвинск, воплощая разработки корабела Ковалева, Почетного гражданина нашего города.

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

В НАЧАЛЕ прошлой недели юбилей Сергея Никитича широко отмечался в Петербурге, свои поздравления в адрес академика прислал президент России, торжественное собрание провели и корабелы Севмашпредприятия. Накануне празднования «Российская газета» опубликовала пространное интервью Александра Емельяненкова с Сергеем Никитичем Ковалевым. Фрагмент этой беседы, в которой он поделился своими мыслями о нынешнем состоянии кораблестроительной отрасли России, мы предлагаем вашему вниманию.

- Вы много лет создавали оружие. Никогда не ловили себя на мысли, что в этой жизни могли бы делать что-то более полезное для людей?

- Самое полезное для людей - это то, что нет войны, а есть мир. Это, к сожалению, не от нас зависит. Нельзя ставить вопрос так, как вы его ставите: хорошо бы всем заниматься разведением незабудок. Созданный в CCCР оборонный комплекс и люди, которые в нем работали, предотвратили войну, которая буквально нависала.

- А когда на всех углах стали твердить, что мы тем самым страну разорили: лодки, ракеты, самолеты - в итоге пришли к разбитому корыту в начале 90-х...

- Это все перекосы. Сначала в одну, потом в другую сторону. Затраты на оборону были очень большими - и у нас, и у американцев. Другое дело, что народное хозяйство наше оказалось неэффективным.

- К тому времени, когда это стало очевидным, вы занимали высокое положение в ВПК, с вашим мнением считались. Можете объяснить, как случилось, что наше судостроение - единая и управляемая отрасль - рассыпалось на мелкие фрагменты? А вместе с ним и Общемаш - ведомство, где делали ракеты.

- Об этом рассуждать сейчас - пустое дело. Когда провозгласили новое мышление, стали говорить, что будем обмениваться незабудками, а не ракетами. И что торговля вооружениями - безнравственное занятие. Пресса упирала: вот строим авианосец, а сколько он стоит? И если бы его не строить, а раздать эти деньги, по сколько бы рублей каждый получил... Словом, идиотизм был полный. Никто ведь не задумывался, а где станет работать тот человек, которому не велели впредь строить авианосцы.

- Но ведь можно было строить танкеры, рыболовецкие суда, круизные лайнеры, в конце концов...

- Это все из области благих пожеланий. А что мы видели на деле? Одна за другой пошли реорганизации государственного управления. Хотели резко сократить административный аппарат, а закончилось тем, что он разросся пуще прежнего. И что самое главное, эти люди как управленцы совершенно неэффективны.

- Год назад создана Объединенная судостроительная корпорация. Ее санкт-петербургский офис разместился прямо в здании «Рубина». Это решение, по-вашему, со знаком плюс? Будет от него польза или нет?

(Долгая пауза.)

- Не знаю. Пока я их функций не представляю - чем они станут руководить, откуда у них будут деньги. Сами должны заработать? Но теперь, в условиях кризиса, это трудно себе представить. Потому что конкурировать в судостроении с такими странами, например, как Южная Корея, все равно не сможем. У нас производительность не та, климат не тот. И просто гигантские расстояния внутри государства. У нас, куда ни кинь, получается дороже.

- Президент ОСК Владимир Пахомов говорит, что догонять и конкурировать с Кореей - такой цели не стоит. А вот кооперироваться с ними, перенимать опыт - другое дело. И корейцам это может быть интересно, потому что в лице Объединенной судостроительной корпорации они получают определенные гарантии со стороны государства. Уже не разрозненные предприятия выходят на внешний рынок, а сделана попытка собрать в один кулак все судостроительные возможности...

- Да не очень-то мы собрали. Не очень. Есть уже вполне определившиеся частные структуры...

- Но общий вектор на собирание активов правильный? Или надо оставить, как было? Пусть и дальше Амурский завод остается в свободном плавании, отпустить на волю калининградский «Янтарь» и те верфи, что давно приватизированы в Санкт-Петербурге?

- Вы вспомните, с чего все началось. Это не судостроение. Это монетозарабатывание. Каждый смотрит, где что может отхватить. Один берется за какую-то работу, другой считает, что выгоднее продать оборудование. Поэтому как заработает система, что сейчас создается, я не знаю и гадать не хочу.

- А вот ветеран-подводник Эрик Ковалев в предисловии к вашей книге «О том, что есть и было...» высказался вполне определенно: чтобы все в судостроении было правильно и в нужном направлении развивалось, надо воссоздать структуру вроде бывшего ВПК и поставить во главе Сергея Ковалева с полномочиями вице-премьера. Как вы к этому относитесь?

- Думаю, что по моему сегодняшнему возрасту должность меньше императора не годится.

Подготовил Олег Химаныч