Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 20 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 18 декабря 2008 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 18 декабря 2008 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Звездный час К-3

Версия для печатиОтправить статью другу
17 декабря исполнилось полвека первому нашему атомному кораблю – подлодке - К-3 «Ленинский комсомол». Наименование, дополняющее ее оперативно-тактический номер, присвоили позже, уже после возвращения из плавания к полюсу.

Но сегодня так и продолжают писать: «Покоритель полюса АПЛ «Ленинский комсомол»…» Примечание это, можно сказать, знаковое – за полвека журналистская братия про первую советскую атомную лодку много всяких историй рассказала, честных

и не очень. Одни из них сегодня подтверждены фактами, а другие живут как флотские байки…

Свинцовые трусы

Очень долго не могли найти командира. Кандидаты в экипаж К-3 уже учились в Обнинске, и старпом был, и стармех, а командира все нет. Наконец звонок из управления кадров ВМФ: «Нашли вам командира! Смотрите последний «Огонек». Там на обложке его портрет...» Купили журнал. Действительно, фото подлодки, и на мостике - бравый командир. Подпись: «Лодка и экипаж – образец выучки и порядка». Но радовались в Обнинске недолго. Командир, которого прочили на К-3, приехал в Москву, порасспрашивал в главкомате, что да как, и в одном из кабинетов… сломался на вопросе: «А ты свинцовые трусы себе отлил?» Оказывается, проверку этой грубоватой шуткой проходили исключительно все будущие подводники-атомщики. О радиации в ту пору знали мало, не каждый соглашался на риск. Вскоре вышел приказ о назначении офицера из «Огонька» в одно из управлений главкомата ВМФ. А россказни о свинцовых трусах и по сей день обитают во флотском фольклоре.

А лодка-то голая!

Лодку выводили из заводского эллинга летом 1957-го. Больше всего боялись, что кто-нибудь украдкой ее сфотографирует. Зевак собралось немало. Тогда служаки от режима призвали их разойтись: «Товарищи, расходитесь, пожалуйста! Ничего интересного здесь нет – спустили на воду первую атомную лодку…»

Ну и погода в тот день тоже настроение секретчикам подпортила. Как только корпус К-3 оказался вне цеховых стен, поднялся сильный ветер. Его порывы снесли с корпуса атомной лодки почти всю старательно придуманную маскировку – тенты, листы фанеры, брезент. Как рассказывают участники церемонии, остались только крепко сколоченные дощатые сооружения поверх рубки и в районе винторулевой группы. Для несведущих со стороны они смотрелись как сараи-дровяники.

Откройте форточку!

Самым слабым местом первой нашей атомной лодки считались парогенераторы. В корабельном исполнении вся конструкция надежностью не отличалась, и на первых атомных лодках парогенераторы и циркуляционные насосы «текли» нещадно. А больше всех досталось именно К-3 - трубы первого контура были, как говорится, латаны-перелатаны. Малейшая протечка воды тут же давала о себе знать – появлялись так называемые активные аэрозоли, воздух становился радиоактивным. Тогда первым делом вентилировали отсеки - считали, это поможет, вроде как открыть форточку и проветрить помещение. Не ведали, что радиация имеет свойство «оседать».

«Не хотите плавать!»

Первой подлодкой, достигшей Северного полюса, была АПЛ США «Nautilus». Произошло это 3 августа 1958-го. Поход К-3 к полюсу сначала планировали на 1960 год – уж очень хотели не отстать от американцев.

Зимой К-3 стояла в Северодвинске на очередном ремонте. На ней решили смонтировать новый деаэратор - систему очистки воды от солей и растворенного в воде кислорода. Однако новый деаэратор вскоре заглох, и с ним еще возились несколько месяцев. Все нервничали. Москва слала комиссии одну за другой. Наконец приехал представитель ЦК КПСС Валентин Вашанцев и заявил: «По-моему, вы просто не хотите плавать!» - рассказывал о конфликте командир лодки. Созвали комиссию, та убедилась – система очистки действительно не работает. Ее порезали и выбросили.

Наметили идти в поход летом 1961-го. Но в июле стряслась беда с атомной лодкой К-19, погибли люди, и в штабе дали отбой: про полюс забудьте! Забыли. А в конце года Москва вдруг вспомнила о полюсе, но у лодки уже расшаталась ГЭУ – снова текли парогенераторы. По опыту эксплуатации моряки К-3 знали - ресурс лодочных парогенераторов составляет порядка трех тысяч часов, не больше. Сели и подсчитали, хватит ли до полюса. На мощности реактора в 60 процентов должно было хватить. На том и порешили – пойдем.

Две радиограммы получили моряки уже в Баренцевом море. Первая – обращение военного совета ВМФ с выражением уверенности, что «при выполнении почетной и ответственной задачи» и т.д. и т.п. Вторая – от главного энергетика советского атомного подплава Генриха Гасанова с категорическим требованием запретить выход К-3 в море…

Швартовка к земной оси

17 июля 1962 года. 6 часов 50 минут 10 секунд. Северный полюс… По отсекам дружное «ура!» и поздравления по трансляции. Дневную порцию сухого вина командир разрешил выдать не по 50 граммов, а по стакану…

Полюс, а наверху паковые льды – корпусом такие не проломишь. К-3, не меняя курса, прошла еще порядка 100 миль и повернула обратно. Снова искали полынью. Обнаружили – всего 150 метров. А длина лодки – 107,4 метра. Но протиснулись! Отдраили люк. Штурман Олег Певцов записал тогда: «Безветрие. Потрясающая тишина. Низкая сплошная облачность. Небольшой туман. Солнце не просматривается. Местами наблюдаем торосистые образования».

Трап спустили на лед. Крики, шутки, беготня в запуски, снежки. Кое-кто умудрился прихватить с собой… коньки и даже лыжи. Покатались. Еще устроили соревнования по стрельбе из «мелкашки»… Перед походом особисты несколько раз пошерстили лодку - искали фотоаппараты. Но подводники не лыком шиты и знали, где их можно зашхерить. У полюса фотоаппараты пошли в дело - и штатный от перископа, и гидрографический – для съемки шкал приборов, и те, что хранились у помощника командира в сейфе, и те, что были с умом припрятаны…

В полынье стояли порядка четырех часов. Следующим пунктом в программе похода значились торпедные стрельбы из-под воды - эксперимент на случай экстренного всплытия. Но тут радио из Москвы: стрельбу отставить, срочно прибыть в Гремиху.

Памятные сапоги

Чтобы прибыть к исходу 20 июля, лодке нужен был хороший ход, а для этого надо вывести мощности обеих бортов на максимум. Стали разогревать активную воду первого контура, дренажный шланг протянули по палубе, ближе к корме. А там нервно вышагивал адмирал Александр Петелин, раздосадованный тем, что не удалось стрельнуть торпедой из-подо льда. Стали готовиться к погружению, у рубочного люка обувь Петелина «замерили». Уровень выше нормы! Петелин: «И что теперь?» - «Надо переодеть сапоги…» - «Да они же памятные, я в них на полюс ходил!» - «Не положено, товарищ контр-адмирал…»

В конце концов адмиральские сапоги все же полетели за борт, а командир лодки и старпом хотя и про себя, но смекнули – на лодке изрядно «фонит»…

Трусцой за орденами

Прибежали в Гремиху. Тоже не без приключений – время от времени искрил коллектор одного из турбогенераторов. Уже на входе в Иоканьгу прямо по курсу выскочил торпедный катер. С него в мегафон: «Командир! Прибавь обороты! Тебя Никита Сергеевич ждет!»

Ошвартовались. Одна боевая смена приняла вахту, две другие выстроились на берегу. Высокие гости ждали героев подплава в самом большом здании поселка – местном спортзале, метров триста от причала. Едва успели переодеться в то, что почище, скомандовали: «Бегом марш!» За наградами Родины побежали трусцой – впереди командир лодки и контр-адмирал Петелин, за ними остальные, не в мундирах - в робах.

В зале народу битком, но для экипажа К-3 оставили свободные стулья. В центре – президиум. Хрущев, беззлобно: «Что же вас так долго ждать приходится? Мы решили вас наградить. Читайте указ!»

Подводники догадывались, конечно, что их отметят. Кому ружье, кому часы, кому электробритву вручат. А тут: присвоить звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина… Петелину, Жильцову, Тимофееву… Остальным – ордена, медали…

Жильцову награду вручал министр обороны маршал Родион Яковлевич Малиновский – здоровый дядька. А Звезда Героя, как известно, не прикалывается, а привинчивается, и маршал вознамерился проделать в лацкане дырку, ткнул своим перочинным ножиком в лацкан, но, верно, силушку не рассчитал. Жильцов сразу боли не почувствовал, а обнаружил кровавое пятно на майке позже. Едва не зарезал героя страны министр обороны!

В том же спортзале Гремихи Хрущевым были сказаны слова, известные до сей поры балагурам и анекдотчикам. Касались они подводной лодки. «Я был на подводной лодке, - якобы признался морякам Никита Сергеевич. – На мой взгляд, это огромная колбаса, начиненная таким количеством приборов, что, куда ни плюнь, обязательно попадешь в прибор!»

Эластичный хвост

Между тем сам факт достижения Северного полюса подводной лодкой Советский Союз скрывал несколько месяцев. В указе о награждении экипажа говорилось завуалированно – «за выполнение специального правительственного задания». И всё! Секреты хранили пуще глаза своего.

Осенью 1961 года на подводной лодке четверо суток ходил в море корреспондент столичных «Известий» Валентин Гольцев. После этого появилась его публикация «Атомоход в походе». Поскольку по статье прошлась беспощадная рука военной цензуры, производила она странное впечатление – никаких тактико-технических данных, но зато подробно описывался… эластичный хвост подлодки, изгибавшийся по воле волн.

Роковые 800

К Северному полюсу К-3 сходила, что называется, на последнем издыхании. Дней через десять после исторического похода потек парогенератор, отработавший свой остаток в 800 часов, и потек сильно. А беда эта стряслась в море. Когда решили провентилироваться через 8-й отсек, прибор зашкалило - заражение 800 допустимых доз! В базе моряков встречали машины «Скорой помощи»... Всем было ясно – на первой своей атомной энергоустановке лодка свое отходила. Моряков сразу отправили в госпиталь на медкомиссию, а их лодку буксир повел туда, где начинался ее звездный час, - в Северодвинск.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Озерная версия острова Ягры  |  Злая вода  |  Полярный извозчик Росгидромета  |  Инкогнито академик и командир  |
Из века в век   Звездный час К-3  |
Регион   Куба далеко, Куба рядом  |  Благодарит Цхинвал  |  Адмиралов поубавится  |  У нас фон чище, чем у финнов  |  У всех на устах  |  Ждать ли китайские заказы?  |  В несколько строк  |  Первый, подводный, атомный  |  «Булава» полетит на экзамен  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Декабрь 2008
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com