Корабельная сторона
Номер от 14 ноября 2007 г.

Крейсера молодого города
Наши отцы строили красивые, сильные корабли

ТАКИХ крупных надводных кораблей, как крейсера проекта 68-бис, северо-двинцы никогда не строили. Своей мощью и горделивой статью они впечатляли и самих корабелов - когда крейсера покидали эллинг, полюбоваться ими - плодами своего труда, на дамбе наливного бассейна собиралось немало заводчан. И вовсе неудивительно, что многим эти мгновения легли на память, и сегодняшние ветераны называют то время лучшим…

Два корабля - «Молотовск» и «Мурманск», которые сдал флоту завод № 402 - будущий Севмаш, могут составить предмет гордости любой верфи. Сейчас уже признано: именно легкие артиллерийские крейсера проекта 68-бис являлись лучшими в советском кораблестроении. Они радовали специалистов своей высокой скоростью и маневренностью, превосходно держались на курсе даже в крепкий шторм, несли современную артиллерию и минно-торпедное вооружение. Незаурядные тактико-технические качества и красивый облик крейсеров предопределили и то, что в свое время именно им поручалось представлять нашу страну во время официальных визитов советского флота в зарубежные порты.

Такие мощные красавцы-корабли строились сразу на нескольких предприятиях Советского Союза, но первенцем корабелов нашего города стал «Молотовск». Позднее в ходе очередной политической кампании его переименовали, и в историю корабль вошел уже под названием «Октябрьская революция». На снимке, который мы публикуем, он запечатлен во время перехода с городского рейда Ленинграда в Кронштадт.

Второй крейсер, который построили северодвинцы по проекту 68-бис, был «Мурманск». Этот корабль прослужил на Северном флоте четыре десятка лет, был его флагманом и вошел в историю советских Вооруженных Сил как лучший крейсер - не было таких высших почетных наград и призов в списках Министерства обороны, которыми не владел бы «Мурманск»!

А еще в летописи северо-двинских крейсеров значатся настоящие ратные дела, ведь и «Октябрьская революция», и «Мурманск» участвовали в средиземноморских походах, причем во времена самых острых международных конфликтов, когда мир буквально висел на волоске…

В истории нашего города крейсера, если можно так выразиться, особая веха, ведь не только корабелы могли сказать о «Молотовске» и «Мурманске»: «мой корабль», но и те многие северодвинцы, кто служил на них срочную. А среди них, между прочим и северо-двинские мальчишки 50-х, которые об отцовских крейсерах узнали только когда им приспело служить Родине.

Сегодня, когда глядишь на фото крейсеров 68-бис, не столько вспоминается детство, сколько уже с позиции взрослого человека размышляешь о времени, когда они строились. Оно не было легким, ведь после окончания тяжелой войны прошли считанные годы. Но на всех верфях страны тогда кипела работа - новые корабли строили с энтузиазмом, впрочем, как и все, что в ту пору создавалось коллективным трудом. В этом оптимистичном настрое людей присутствовала большая надежда, что впереди теперь иная жизнь, что к мрачному периоду сталинизма страна уже никогда не вернется, что отныне все будет справедливо, по совести, и потому детям и внукам в жизни выпадет счастливый жребий. Иными словами, была вера, какой, пожалуй, нет сегодня.

Олег ХИМАНЫЧ