Корабельная сторона
Номер от 14 ноября 2007 г.

Юбилей счастливой «Наваги»
40 лет назад в строй вошел ракетоносец К-137 «Ленинец»

ПОЖАЛУЙ, даже в славной летописи северо-двинских верфей не так уж и много кораблей, заслуживающих эпитетов «прославленный» и «легендарный» так же, как «юбиляр» минувшей недели - памятный корабелам Севмаша 420-й заказ, гордость Северного флота К-137 «Ленинец». Ведь это головной подводный крейсер проекта 667А (сlass «Yankee» по западной классификации, отечественный шифр «Навага», в ласковой флотской речи просто «азуха»), первенец второго поколения советских (и российских) АПЛ.

Именно он открыл «золотую серию» из десятков ракетоносцев, созданных трудом и талантом конструкторов под руководством Сергея Никитича Ковалева и десятков тысяч кораблестроителей Северо-двинска и Комсомольска-на-Амуре. Обсуждаемый порой в наши дни вопрос о том, нужно ли было такое количество атомоходов, был просто немыслим в те годы - перед лицом американской армады из 41 «Вашингтона», каждый из которых нес по 16 баллистических ракет. Ответом Советского Союза и стала «золотая серия». Мало кто сомневается, что именно она, созданная для беспощадной войны, во многом способствовала тому, что две сверхдержавы сели за стол мирных переговоров. А наследники К-137, корабли проектов 667БДР и 667БДРМ, и сейчас являются основой морского ядерного щита России.

Счастливым кораблем остается в памяти «Ленинец», хотя ветераны-корабелы знают не одну напряженную ситуацию, связанную с его строительством и испытаниями. Три десятка боевых служб за более чем четверть века (из последней корабль вернулся в январе 1992 года - едва ли не последним из «азух»), особая «послушность» К-137 - это ли не знак счастливой судьбы подлодки? Недаром даже «народные приметы» связаны с реликвиями с этого корабля. Говорят, офицеры, видя в музее «Звездочки» командирское кресло «Ленинца», хотят непременно посидеть в нем: это к удачной службе. Ведь в кресле этом были Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Березовский, бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов…

Только мистики в этом никакой нет. Счастье корабля - в людях, замечательных корабелах и моряках. Так выразил общую мысль капитан I ранга Михаил Васильев, один из последних командиров «Ленинца».

Но, думается, не только этот прославленный корабль уже не первый юбилейный год вспоминают моряки и корабелы, причастные к его рождению, службе, ремонтам (они проходили и на Севмаше, и на «Звездочке»). Наверное, перед их глазами вновь встают и картины славной для отечественного судостроения и флота эпохи, когда в один год в строй входили по пять-шесть кораблей (а не одна субмарина за шесть-семь лет). Картины счастливой молодости - флота, заводов, самих ветеранов. Недаром в их речи так часто звучали в те дни такие, казалось бы, необычные слова: «Весело работали! Лихо работали!» Создатели К-137 и в самом деле трудились, не считая отработанных часов, с холодной головой, но и с вдохновением, с азартом.

Этого теперь желают и молодым коллегам.

Станислав ЗЕЛЯНИН