Корабельная сторона
Номер от 14 марта 2006 г.

Возвращение петровской яхты
Питерцы предложили Архангельску построить парусник по-царски

Большая группа питерцев из организации Некоммерческое партнерство «Проект «Штандарт» побывала недавно в Архангельске и Северодвинске. Гости посетили Соломбальскую судоверфь, «Звездочку», осмотрели морские достопримечательности столицы Беломорья и на пресс-конференции рассказали о цели приезда.

- Хотим поделиться опытом привлечения молодежи, хотим, чтобы в Архангельске появились организации вроде нашей, - заявил капитан фрегата «Штандарт» Владимир Мартусь, он же президент НП «Проект»Штандарт».

Эта организация зарегистрирована в 1992 году. Фрегат «Штандарт» построен ее силами на пожертвования (около двух миллионов долларов), которые собирались в течение 6 лет. Он является точной копией первого корабля, построенного в 1703 году на Олонецкой верфи по собственноручным чертежам Петра I. Царь и стал первым капитаном фрегата. Свое название судно получило по случаю изменения царской геральдики: императорский штандарт был дополнен картой Балтийского моря.

На новом «Штандарте» - точной копии петровского, спущенном на воду в 1999 году, - молодежный экипаж первый рейс совершил по маршруту «Великого посольства». Сейчас, по словам капитана, график плаваний расписан на два года вперед. Тем не менее руководство рассматривает вопрос захода «Штандарта» в Архангельск: «У нас есть окна в расписании, поэтому, возможно, «Штандарт» прибудет в Архангельск в сентябре 2007 года или в 2008 году. Это будет очень красивое зрелище», - пообещал Мартусь.

Он также пояснил принцип набора команды, который проводится ежегодно. Объявляется открытый конкурс, приезжают мальчишки из других городов, в частности, сейчас на фрегате служат трое архангельских парней. По словам капитана, сначала в среднем заявляется около 400 ребят, в ходе теоретической подготовки часть их отсеивается, к маю-июню, когда начинается плавание, остаются 100-120 человек. Из этих ребят формируется несколько экипажей, которые за навигацию сменяют друг друга. «Многие воспитанники уже прочно связали свою жизнь с морем, некоторые организовали свои компании, потому что, кроме всего прочего, мы воспитываем в них лидерские качества», - подчеркнул Мартусь.

Его сподвижник, директор по развитию некоммерческого партнерства «Проект «Штандарт» Алексей Толмачев поделился другой интригующей идеей – вместе с архангелогородцами воссоздать копию яхты Петра I «Royal Transport». Уже есть необходимая документация, сказал он, сделан киль, заготовлены шпангоуты. Однако в связи с реконструкцией набережной Санкт-Петербурга место строительства оказалось отрезанным от реки, а строительство замороженным. Алексей Толмачев предлагает начатый остов яхты привезти в Архангельск и достроить здесь, благо опыта поморам по строительству деревянных судов не занимать.

Этот парусник, пояснил Толмачев, был подарен Петру королем Англии и Голландии Вильгельмом Оранским. Он был по тем временам суперсовременным, например, парусное сооружение, которое на нем было, появилось повсеместно только спустя 100 лет. В 1698 году яхта пришла в Архангельск, она вошла в состав Беломорской флотилии. Петр Первый во время своих визитов в Архангельск ходил на ней на Соловки. Осенью 1715 года яхта отправилась в Петербург, попала в сильный шторм и затонула.

Строительство точной копии царской яхты - это уникальный исторический эксперимент. Если совместный проект удастся, он станет мощным катализатором для развития всей программы «Морская дружба», которая может охватить не только морские города Северо-Запада, но и всей России.

Алексей ОБЕРУК