Корабельная сторона
Номер от 22 февраля 2005 г.

Треску на стол, готовь засол
Рыбу в Архангельске всегда любили и готовить ее умели

Архангелогородцы, которых беззлобно, но недаром называли трескоедами, знали толк в рыбе. Но варили, жарили, коптили и солили, конечно, не только треску.

В этнографической повести С.В. Максимова «Год на Севере» очень подробно описывается, если так можно выразиться, рыбная кухня поморов второй половины XIX века. В основном меню - семга, треска, камбала и навага. Здесь же описаны способы их приготовления, и в основном это касается засолки. Холодильниками в ту пору служили ледники, о привычной нам фреоновой технологии заморозки, разумеется, никто не слышал, и самым надежным образом сохранить рыбу помогала соль. Каждый посол имел свою «специализацию» - от слабого до крепкого, и здесь выделялись мастера своего дела.

На снимке 1927 года неизвестный фотограф запечатлел бригаду засольщиков, работающих на одной из пристаней Архангельска. Свой улов промысловики старались поскорее доставить в порт, а здесь его уже ждали рыбообработчики. В успешные путины этот конвейер «море - причал» работал споро и безостановочно.

Очень любопытным для многих представляется объемная бочка на переднем плане снимка. Мы привыкли видеть их иными - опоясанными металлическими обручами. Видимо, такой вариант крепежа был все же дорог, и в качестве обручей бондари использовали гибкие ветки, причем лишь определенных пород деревьев или кустарника. Смастерить бочку тоже искусство...

Профессия засольщика сегодня редкость, не то что в довоенные годы. Мастерство этих обработчиков рыбы в ту пору ценилось очень высоко. Недаром в промысловом флоте Архангельска был в свое время траулер с уважительным названием - «Засольщик».

Олег ХИМАНЫЧ