Корабельная сторона
Номер от 30 ноября 2004 г.

Морская эпопея «черного берета»
27 ноября традиционно отмечается как День морской пехоты

Свой день рождения заместитель командира атомной подводной лодки капитан II ранга Сергей Дуб отмечает днем раньше. Но так сложилось, что к празднику морпехов он тоже имеет отношение, причем самое непосредственное.

РОДИЛСЯ Сергей во Львове. Окончил школу, недолго работал на заводе, пока не подошел срок призыва. Очень хотел попасть во флот: моряком был старший брат, на подлодке С-55 в Великую Отечественную служил дядя. Желание призывника учли, и в 1977 году его направили на Черноморский флот. Сначала в Школу техников ВМФ. Два года учебы пролетели почти незаметно, и когда пришел час распределительной комиссии, Сергей твердо заявил: «Желаю служить в морской пехоте».

Как заяц экзаменовал

В декабре 1979 года Сергея назначили на должность командира зенитно-ракетного взвода батальона морской пехоты в бухте Казачьей. Молодой прапорщик сразу взялся за дело основательно. Вскоре его взвод отличился в бригаде по стрельбам, а затем и по другим показателям был признан лучшим...

Потом был отряд специального назначения «Сатурн». Сюда отбирали кандидатов со всего Союза, при этом отбор был жесточайший. Достаточно сказать, что с Черноморского флота отборочный конкурс из командного состава прошли только двое - Сергей и еще один офицер - старший лейтенант. На спецкурсе учились, как говорится, «самым настоящим образом»: прыгали с парашютом, изучали радиосвязь, подрывное дело, занимались легководолазной подготовкой, искусством маскировки и многим другим, что преподается не каждому.

Понимание того, что учеба даром не прошла, пришло к Сергею после того, как однажды на зачете по маскировке в лесу он меньше чем в метре от себя увидел... спокойно сидящего зайца.

Африканская командировка

После спецкурса Дуб вернулся в бригаду, получил назначение на должность командира гранатометно-пулеметного взвода, а в начале ноября 1981 года убыл на боевую службу. В составе Индийской эскадры довелось побывать в Эфиопии, на архипелаге Дахлаг, острове Нокра. Здесь наши моряки охраняли пункты технического обеспечения советского ВМФ, наших подводников, оказывали помощь военным и населению Южного Йемена. В ноябре 1981, когда на Сейшельские острова высадились наемники из ЮАР, его часть перекинули туда же. В общей сложности на экзотических островах морпехи провели семь месяцев.

Что запомнилось из той командировки? Первый вертолет США, увиденный, что называется, вживую; пролив Босфор; авианосец «Джон Кеннеди»; диковинные тропические рыбы, уху из которых долго не решались попробовать; и, конечно, бесконечная и утомительная жара...

Командировка закончилась, когда их корабли подошли к Севастополю. Радость возвращения едва не подпортило то, что дома их экипажи после столь долгой разлуки никто не встречал. Правда, вскоре приунывшие было моряки увидели, как с горы, в клубах пыльного облака стремительно бегут... запоздавшие оркестранты.

«Северный Париж»

После «африканской» боевой службы ему наконец-то дали «добро» на поступление в военное училище. В том, что его взвод являлся образцовым, оказывается, была и негативная сторона: командование никак не желало терять классного специалиста, и документы «придерживали». Но все же в 1982 году Сергей поступил в Львовское военно-политическое училище. Все четыре года обучения затем ходил только в полевой форме морского пехотинца. Когда настало время распределения, естественно, пришел проситься в родные войска. Но в политуправлении посчитали иначе: мы, дескать, за твои заслуги пошлем тебя в «Северный Париж». Оказывается, имели в виду Северодвинск.

В город он приехал с женой Натальей, с тех пор здесь. Первая должность Сергея - заместитель начальника Дома офицеров. Правда, прослужил он здесь недолго. По словам Сергея Петровича, «хотелось более живой, творческой работы с людьми». Следующая должность - заместитель командира района наблюдения. Здесь он занимался уже социально-психологической работой: отбирал, тестировал военнослужащих, при этом ездил в командировки по дальним точкам. Еще через полтора года - новая должность - начальника клуба в учебном отряде подводного плавания. Здесь, как считает Сергей Павлович, в полной мере удалось применить на практике все, чему его учили.

В 1998-м его назначили заместителем командира АПЛ бригады подводных лодок.

В Северодвинске у них с супругой выросли сын, дочь. К слову, сын уже лейтенант, закончил ВВМУ им. Фрунзе, служит на Балтике. Так что военно-морская династия с увольнением Сергея Петровича в запас отнюдь не прервется.

Роман КОТЛЯРОВ