Корабельная сторона
Номер от 22 сентября 2004 г.

На смену «Аисту» приходит «Чибис»
Морские пограничники ожидают поступления нового патрульного катера

Группа «Скоростной флот» представила на проходящей в Москве выставке «Интерполитех-2004» новый патрульный катер «Чибис». Новинка создавалась по заказу Пограничной службы ФСБ России.

ПРОЕКТ разработан Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. По мнению заказчика, «Чибис» должен заменить самый массовый пограничный патрульный катер семейства 1398, известный под наименованием «Аист». Дело в том, что головной катер этой серии был спущен на воду в Ленинграде еще в 1960 году. С тех пор проект модернизировался и строился на Украине и в Грузии. Однако элементы модернизации касались в основном систем управления и навигации. Сам же катер оставался таким же старомодным. А его «фанерно-картонная» надстройка вызывала улыбку уже в восьмидесятых годах прошлого века.

«Аист» в сравнении с иностранными конкурентами заметно проигрывал в скорости. Его при 20-узловом ходе могла обогнать даже «Казанка» под «Вихрем». Для того чтобы пресекать попытки нарушения госграницы, умельцы в бригадах пограничных кораблей и катеров шли на всяческие ухищрения. В основном отгибались лопасти винта водомета. При грамотной балансировке это позволяло поднимать скорость до 35 - 40 узлов. Но тут подкрадывалась другая неприятность. Капризность дизеля 3Д20 не знала границ. За обычную весенне-осеннюю навигацию считалась нормой замена двигателя. Иные экипажи меняли два, а то и три движка. Правда, в то время отечественная промышленность не могла предложить ничего лучше в этом классе быстроходных дизелей. Впрочем, как бы там ни было, а проект 1398 во всех своих модификациях считался трудягой. Его любили за простоту и возможность тюнинга. Так «Аист» и вошел в XXI век. И вот пограничники решили заменить парк патрульных катеров.

- Мы рассчитываем до конца года завершить работу над техническим проектом, после чего будет проведен конкурс по выбору завода-изготовителя катера, - сказал «Интерфаксу» президент ФПГ «Скоростной флот» Геннадий Данилов.

Главный конструктор катера Иван Булдаков заметил, что при разработке проекта катера используются все последние достижения в области создания скоростных катеров. «Чибис» будет ходить со скоростью не менее 40 узлов. Водоизмещение его составит 5,5 тонны, осадка - 0,5 метра. Катер может перевозить восемь пассажиров. Экипаж, как и прежде, будет состоять из двух человек. Из заявляемых характеристик видно, что размерения новинки примерно соответствуют предшественнику. А вот что принципиально важно, так это установка станкового пулемета. На 1398-х экипажу приходилось обороняться личным автоматом у командира и ручным пулеметом у старпома. И каждый раз, идя на перехват, экипаж остро чувствовал слабость своей огневой мощи.

Судя про заявлению разработчиков, что «Чибис» выйдет в двух «номинациях», речной и морской, где предусматривается защита от электролитической коррозии в соленой воде, можно установить: корпус будет выполнен из алюминиево-магниевого сплава. На «Аисте» такая защита тоже существовала. Она представляла собой два камневидных бруска-разрядника, укрепленных ниже ватерлинии на транце. Кроме того, морского «Чибиса» предполагают оснастить дополнительными системами навигации и связи.

Первые образцы, возможно, их будет три, поступят на испытания уже летом 2005 года. Если учесть, что еще в конце 70-х годов прошлого века в пограничных бригадах вовсю говорили, что новые катера поступят в войска вот-вот, то можно понять, с каким энтузиазмом моряки-пограничники ждут новострои.

Владимир ВОЛОДИН