Корабельная сторона
Номер от 16 июня 2004 г.

Алые паруса «Товарища»
Немецкому паруснику довелось сыграть в русском кино

Фильм назывался «Алые паруса» и снимался по одноименной повести русского писателя Александра Грина в 1961 году. Картина впоследствии собирала полные зрительные залы. Порукой тому были прекрасный актерский состав (в фильме, к слову, дебютировала Анастасия Вертинская), само обращение к классике Александра Грина, цветное изображение, тогда не такое уж частое на экране.

OДНИМ из самых больших впечатлений зритель получил от финальных кадров, когда из утренней дымки на лазурной глади моря появлялся долгожданный корабль, несущий алые паруса. На роль его создатели фильма «пригласили» учебное судно «Товарищ» херсонской мореходки. Затем уже в «отблесках славы» фотоснимки парусника стали появляться в популярных иллюстрированных журналах, которые читала вся страна, - «Смена», «Огонек»...

Но мало кому тогда приходило в голову, а в текстах журналисты предпочитали об этом умалчивать, что корабль, носящий, можно сказать, поистине советское имя, на самом деле вовсе не советский и 12 лет своей биографии отслужил во флоте фашистской Германии!

В действительности первоначальное название «Товарища» - «Gorh Fock». Его построили в 1933 году мастера известной германской фирмы «Bloom und Foss», причем самым первым в серии из пяти парусников, на которых курсантам немецких мореходных училищ предстояло проходить практику. Корпус и основной рангоут корабля были стальными, верхние реи и брам-стеньги изготовлены из твердых пород дерева. Парусник свыше 1500 тонн водоизмещением с общей площадью парусов 1812 квадратных метров был способен совершать длительные океанские переходы, что, собственно, и делал в послевоенное время, когда по репарациям его передали Советскому Союзу.

К слову, до того как «Товарищ» оказался под прицелом кинокамер «Мосфильма», он совершил учебный рейс вокруг Европы (1951), а еще через шесть лет сходил вокруг Африки к Индонезии.

И в более позднее время в послужном списке «Товарища» две победы в международных гонках парусников «Операция «Парус» (1974 и 1976), а также поход к берегам Южной Америки (1981).

Перед тем как «Товарища» отправили на слом, а произошло это уже в период так называемой перестройки, этому печальному событию предшествовали попытки кинематографистов и моряков поставить корабль на вечную стоянку в Ялте, где старый парусник мог бы послужить либо музеем местной киностудии, либо иным объектом соцкультбыта. Увы! Алые паруса добрых надежд бывают только в сказках.

Олег ХИМАНЫЧ