Корабельная сторона
Номер от 1 июня 2004 г.

«Ярославна» - это вам не партсъезд
Существуют ли какие-то официальные или же общепринятые правила при наречении кораблей или все отдается на усмотрение судовладельца?

Тут можно сказать так: существуют отдельные морские традиции, но единого общепринятого кодекса все же нет. Скажем, одно время в большинстве стран называли суда и корабли именами божеств, святых апостолов, других праведников. Наиболее крупным и мощным кораблям присваивали имена эпических персонажей, национальных героев, царствующих особ или же видных государственных деятелей. Это негласное, но понятное правило. Еще одна традиция: в XIX веке сразу в нескольких странах было принято называть миноносцы «прилагательными именами». Например: «Стерегущий», «Смелый», «Бесстрашный» и так далее. Кстати, эта традиция в отношении эсминцев сохраняется в России до сих пор. Общеизвестно правило не называть новые корабли именами погибших предшественников - это дурной тон и роковой знак. Есть и другие «каноны», но, в принципе, все отдается на усмотрение судовладельца.

В Советском Союзе, когда крупнейшим судовладельцем являлось государство, определенные правила в именаречении кораблей пыталось сформулировать Министерство морского флота СССР, естественно, под идеологическим присмотром ЦК КПСС. Потому и появлялись такие весьма странные и труднопроизносимые названия, как «ХХIV съезд КПСС», «XIV съезд профсоюзов», «Девятая пятилетка» или что-то другое, но в этом роде. Помнится, моряков это не очень радовало.

Наши предки были более романтичны в этом отношении, что ли. Например, посыльные суда флотилии Северного Ледовитого океана в первую мировую войну они назвали так: «Ярославна», «Людмила», «Купава», «Горислава», «Млада», «Злата», «Соколица». Согласитесь, звучат они изящнее и хорошо запоминаются.