Корабельная сторона
Номер от 1 июня 2004 г.

«Мурманск» - скиталец морей
Второй северодвинский крейсер погиб на прибрежных камнях Норвегии. В 1994 году Северный флот прощался сразу с несколькими крупными противолодочными кораблями - разом списывались БПК «Кронштадт», «Адмирал Макаров», «Адмирал Исаев», «Адмирал Юмашев», «Гремящий» и эсминец «Несокрушимый».

BСЕ ЭТО «ветеранское соединение» передавалось Госимуществу, и уже его «белые воротнички» решали, как, кому и за сколько сбыть некогда грозных морских воинов. Покупателя тогда нашли быстро - Индию, чья металлургия уже традиционно подпитывалась нашим «плавающим вторчерметом». Следом же - правда, не в Индию, а в Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) - уходил «Мурманск», крейсер, построенный в свое время молотовскими корабелами. В день, когда, повинуясь буксирам, «Мурманск» побрел к выходу из Кольского залива, Россию покидал не просто старый корабль - уходила целая эпоха отечественного флота и судостроения.

Многие бывалые моряки не верят в отсутствие души у кораблей, даже если последние и превращены в груду металла. Мне рассказывали, архангельский ледокол «Капитан Мелехов», которого «новые русские» тоже «пустили на патефонные иголки» индийцам, никак не хотел умирать на чужбине. Просто мистика какая-то: безжизненный ветеран Арктики там, уже в южных водах, как мог «сопротивлялся» - его долго пытались и не могли загнать на отмель для последующей разделки...

Нечто подобное произошло и с «Мурманском» - вторым крейсером молотовского завода

№ 402. Даже после подписания всех нужных документов для отправки в Дубай «Мурманск» еще долго оставался в России. Наконец в 1996 году его туда повели. Однако в Норвежском море разразился шторм - буксировочные концы не выдержали, оборвались. Несколько попыток «заарканить» тяжелый и неуправляемый корабль оказались безрезультатными, и «Мурманск»... оставили среди бушующих волн.

Первыми забили тревогу норвежцы: они опасались, что новоявленного «летучего голландца» штормом может вынести в район их нефтепромыслов, где могло произойти столкновение списанного крейсера с одной из буровых платформ. Однако дознаться, по какой причине буксиры бросили его и как намерены с ним поступить новые хозяева дальше, они не смогли.

Наши флотские от «Мурманска» открестились сразу же - он давно уже являлся собственностью Госкомимущества, а тамошние чиновники в свою очередь кивали на новых владельцев крейсера, - дескать, с них и спрос. Иными словами, типичные русские халявство и безответственность!

В конце концов «Мурманск» сдрейфовал к норвежскому побережью и во время очередного шторма сел на камни. Недалеко от мыса Нордкап. Население близлежащего к месту катастрофы поселка первое время ожидало определенных действий со стороны России: хотя корабль не перекрывал своим корпусом вход в гавань, но само соседство с грудой ржавеющего металла массой свыше 12 тысяч тонн, норвежцев, конечно же, беспокоило. К тому же поползли слухи, что якобы в топливных танках русского крейсера еще остался флотский мазут, что со временем вполне могло привести к неприятностям экологического характера. Но вскоре водолазы удостоверились, что во внутренних емкостях «Мурманска» нет остаточных нефтепродуктов.

Русские спасатели все не появлялись. Зато к обломкам корабля зачастили журналисты. Репортажи о брошенном крейсере появились в европейских газетах. На экранах же российского телевидения «Мурманск» появился гораздо позже и в определенной связи с другой катастрофой - гибелью АПЛ «Курск». Страна тогда была настолько потрясена ею, что «вспоминать» пришлось не только «Курск», но и о плачевном положении всего Военно-Морского Флота. В Норвегию тогда выехала группа телеканала НТВ, которая в 12-минутном сюжете, который назывался символично - «Последняя гибель «Варяга», рассказала о незавидном финале в судьбе известного североморского крейсера. Помнится, меня более всего потрясли не искусно снятые панорамы ржавых конструкций погибшего корабля, а комментарии мурманчан, в их числе - полное безразличия высказывание офицера-североморца... «Скажите, вам старых кораблей не жалко?» - «А что их жалеть?! Отслужил свое - и на металл!» - чеканил капитан I ранга нынешнего Северного флота.

Так-то оно так. Но мне почему-то вспомнились другие моряки того же ранга, которые смахивали слезу, когда в Черной губе Новоземельского ядерного полигона расставляли их обреченные на гибель корабли, тоже ведь отслужившие свое. Я бы не стал называть это сентиментальностью. Здесь все же было нечто иное, отчего флот наш никак не становился слабее, а напротив, крепчал, чтоб вскоре стать океанским.

...На дворе XXI век, живем в убогой стране, которая уже второй десяток лет все «возрождается» и в потоке политического словоблудия никак не может возродиться. Ее нынешние моряки видят море с берега и считают не пройденные мили, а свою выслугу и гарантированные государством довольствие и льготы. Очевидно, в таком исходе судьбы старого заслуженного корабля с именем «Мурманск» есть своя символика: за-брошенные на чужбине обломки этого крейсера - частица распроданной и никому не нужной бывшей морской державы.

Олег ХИМАНЫЧ