Корабельная сторона
Номер от 6 марта 2004 г.

«Новосибирский комсомолец» подал SOS
К морскому подарку северодвинцев «сухопутные» москвичи отнеслись без должного внимания

Дизель-электрическая подводная лодка Северного флота «Новосибирский комсомолец», переоборудованная на Севмаше в подлодку-музей, легла на дно в Северном морском порту столицы.

ВООБЩЕ-ТО, дизель-электрические лодки имеют способность по команде с центрального поста ложиться на грунт, но то, что произошло на прошлой неделе на акватории Москвы, к этому не имеет никакого отношения. Скорее, можно сказать, что бывший североморский боевой корабль стал жертвой чиновничьего равнодушия и разгильдяйства.

Обстоятельства этого чрезвычайного происшествия таковы. Подлодка, еще осенью прошлого года переведенная по внутренней водной системе рек и каналов из Северодвинска в столицу, находилась на временной зимней стоянке у причала московского хладокомбината. Как известно, уровень воды на акватории искусственных водоемов столицы может регулироваться сбросом или же подачей дополнительных объемов воды. В данном случае бездумно поступили работники «Мосводоканала», которые отдали распоряжение на сброс, не просчитав все последствия. Уровень воды понизился всего на полтора метра, но этого хватило для того, чтобы лодка, стоящая у причала, «села» на дно, затем корпус ее обледенел.

Главный инициатор и конструктор превращения подлодки в музей, работник Севмаша Юрий Григорьев считает, что московские власти «нарушили имеющиеся договоренности, разместив лодку-музей в случайном месте и не обеспечив ее безопасности». Эти его слова приводят корреспонденты ИТАР-ТАСС, побывавшие на месте аварии. Следом, то есть в минувшую среду, Юрий Константинович дал следующий комментарий: «Ситуацию усугубляет и то, что на лодку до сих пор не подается электропитание и тепло, а это при малейшей аварии делает практически невозможной борьбу за живучесть лодки со стороны находящейся на ее борту бригады заводских специалистов. Приближающийся паводок может привести к нарушению герметичности корпуса, и тогда может понадобиться проведение спасательных и судоподъемных работ в пяти километрах от Кремля».

Мы безуспешно пытались связаться с Ю.К. Григорьевым, чтобы уточнить другие детали этого происшествия. По нашей просьбе один из жителей подмосковных Мытищ побывал на месте аварии. Сделать это ему удалось не без труда, поскольку пройти к причалу можно, только минуя охраняемую ведомственную территорию хладокомбината. Затем он сообщил нам по телефону, что особого столпотворения вокруг подлодки не наблюдал, хотя новость о происшествии быстро разлетелась по округе и вызвала разные пересуды у местного населения.

Напомним, коллектив Севмаша занимался переоборудованием бывшего «Новосибирского комсомольца» довольно продолжительное время и, конечно, можно понять обиду Ю.К. Григорьева на московских ротозеев, которые так халатно отнеслись к подарку северо-двинцев. Таких уникальных музеев-подлодок в мире всего 75.

Олег АНДРЕЕВ