Корабельная сторона
Номер от 16 февраля 2004 г.

«Метрострой» ушел под воду
25 лет назад вместе с судном погиб весь экипаж архангельского траулера

В той истории исчезновения в зимнем океане траулера «Метрострой» и сегодня не поставлена последняя точка. Хотя ясно, что судно и рыбаки погибли, но нет окончательного ответа о причине трагедии.

ЯНВАРЬ и февраль 1979 года мурманчанам запомнились стужей и частыми вьюгами. Но траловый флот у моря погоды не ждет, и суда, как обычно, выходили в океан. 14 января на промысел из Мурманска отправился и архангельский траулер РТ-328 «Метро-строй». Командовал им капитан Н.Г. Харитонов. Судно ушло в рейс, как и полагается, после обязательного технического освидетельствования, а также инструктажа штурманов по особенностям плавания зимой.

Промысловый «квадрат» траулеру «нарезали» в открытом море, в нескольких десятках миль от полуострова Рыбачий. Но из-за погоды судно большей частью штормовало, и, как выражаются промысловики, «рыбалки не было». Судя по последней сводке, принятой на берегу, в трюмах «Метростроя» находилось всего-навсего 35 тонн улова, а в топливных цистернах 24 тонны мазута. Все складывалось к тому, что траулеру надо было возвращаться. Между тем, погода ухудшалась. На судне ощущалась сильная качка, удерживаться носом на волну становилось все труднее. Началось обледенение. В донесениях с борта капитан Харитонов сообщал, что рыбаки двое суток почти беспрерывно окалывают лед.

Последним «Метрострой» видели штурманы с траулера «Мозырь», ведущего лов поблизости. Было это 3 февраля. На следующие сутки, в 22 часа капитан «Метростроя» сообщил, что на судне все благополучно. Еще через час в переговорах по УКВ-радио с «Мозырем» третий помощник капитана Б.В. Серебро сослался: «Метрострой» сильно валяет на волне. Наконец, 5 февраля состоялся последний сеанс связи между траулерами. «Мозырь» запросил уточнения по навигационным картам. Второй штурман «Метростроя» В.Ф. Волошин попросил подождать 10-15 минут и вскоре... исчез из эфира. Как оказалось, навсегда.

Поисковые работы велись в условиях непрекращающихся штормов. Удалось обнаружить и поднять с воды тела четырех мертвых рыбаков. Всего в экипаже «Метростроя» их было 39. Относительно причин гибели судна рассматривалось три версии: опрокидывание, столкновение с другим надводным кораблем или судном, таран подлодки. Наиболее вероятной сочли первую. Основывалась она на расчетах специалистов.

РТ-328 «Метрострой» - промысловое судно польской постройки, 1960 года. Траулеры этого типа считались мореходными, и на волне держались хорошо. Тогда что же погубило его? Скорее всего, в той ситуации, когда он с небольшим грузом рыбы и запасами топлива начал «обледеневать», требовалось срочно принять в цистерны балласт (около 53 тонн), чтобы восстановить остойчивость. По каким-то причинам рыбаки этого не сделали. В положении кверху килем траулер мог продержаться недолго, считанные минуты, а корабли и суда смогли бы подойти минимум через четыре часа. Гибель людей в зимнем штормовом океане была неизбежной.

Старые рыбаки сегодня вспоминают: как только обнародовали заключение комиссии, последовали оргвыводы: кого-то сняли с должности, кому-то объявили взыскания, расширили штаты службы безопасности мореплавания. Будто этим можно было вернуть погибших. Иными словами, все, как и положено в России.

Памятник погибшим морякам траулера «Метрострой» находится на кладбище Смольного Буяна в Архангельске.

Олег АНДРЕЕВ