Корабельная сторона
Номер от 9 февраля 2004 г.

Индия снова полюбила русские лодки
На международной выставке вооружений «ДефЭкспо Индия-2004» состоялись важные переговоры

В воскресенье, 8 февраля, из Индии пришла важная новость. Руководитель ЦКБ «Рубин» Игорь Овдиенко заявил в интервью РИА «Hовости», что наше Отечество намерено вооружить военно-морские силы Индии тридцатью новыми дизель-электрическими подводными лодками.

Заявление для ряда наблюдателей оказалось несколько ошеломительным. Дело в том, что Индия намеревалась, и это неоднократно подчеркивалось, вводить в состав своих подводных сил французские лодки «Scorpene». Важный контракт у французов перебивали немцы со своим проектом 912/914. В этой битве гигантов Россия оказывалась как бы за кругом претендентов. В то же время ряд обозревателей полагали, что индийцы, улыбаясь всем по кругу, пытаются сбить цены на субмарины. Подобная практика им удавалась. Но, как видим, события начала февраля приняли несколько неожиданный оборот. Впрочем, аналитики все же советуют не торопиться с выводами: индийские настроения бывают так переменчивы...

Однако вернемся к «Рубину». ЦКБ участвовало на выставке в Нью-Дели вместе с «Адмиралтейскими верфями» двумя своими проектами. Речь идет о ДЭПЛ проектов «Амур-1650» и «Амур-950». Эти подлодки вызвали огромный интерес индийских моряков. Как поделился Игорь Овдиенко, по сравнению с подлодками раннего поколения у них существенно повышены боевые возможности за счет установки нового оружия, в том числе противокорабельных ракет. Кроме того, у подлодок увеличена мощность пропульсивных систем, улучшены скоростные характеристики и увеличено время пребывания под водой. Конструкторы позаботились и о снижении шумности практически до естественного фона моря. По мнению нашей стороны, французские подлодки не смогут составить конкуренцию российским образцам.

По сообщению корреспондента РИА «Hовости» Валерия Севрюкова, уже прошли переговоры представителей «Рубина» с индийской верфью «Ларсон и Тубра», которая заинтересована в организации лицензионного производства российских подлодок. Если удастся заключить какие-то контракты, то, вероятно, первые две-три лодки для Индии будут построены непосредственно в России, а затем проект может быть передан индийскому производителю. Эталонные лодки понадобятся, чтобы можно было наглядно сравнить качество строительства. Вообще, сама идеология начала производства в стране-разработчике проекта с последующей его передачей на верфи партнера полностью укладывается в рамки долгосрочного российско-индийского сотрудничества. Подобные параграфы имеются и в договорах других стран. Так, Пакистан начинал строить свои «Scorpene» во Франции, а затем развернул производство на своих стапелях. Только в индийском случае Дели, скорее всего, захочет установить на лодках оборудование и приборы третьих стран. Это вообще присуще российско-индийским контрактам.

Игорь Овдиенко, подчеркивая, что индийский флот привык к российским кораблям, и что военные моряки разбираются в этой технике и умеют ее эксплуатировать, вместе с тем обратил внимание на преждевременность открывания шампанского. По его словам, о заключении соответствующего контракта пока говорить рано, поскольку процесс подготовки к нему занимает в Индии очень длительное время.

Владимир ВОЛОДИН