Корабельная сторона
Номер от 14 июля 2003 г.

«Кельтский исследователь» готов к походу
Руководство Ирландского морского института надеется на новые открытия

КОМПАНИЯ «Damen Shipyards Gorinchem» завершила строительство научно-исследовательского судна «Celtic Explorer» («Кельтский исследователь») для Ирландского морского института в Дублине.

Этот уникальный корабль длиной шестьдесят пять метров, созданный в сотрудничестве с ирландской судоверфью «Vlissengen», будет играть важную роль в отслеживании миграций рыбы и глубоководных процессов. Будучи только третьим судном такого класса в Европе, «Celtic Explorer» представляет собой значительный шаг вперед национальной программы морских исследований Ирландии.

Новое судно было заказано в декабре 2000 года с теми условиями, чтобы на нем можно было проводить экологические, геологические и гидрографические исследования. Оно также должно было соответствовать статье 209 Международной конвенции по исследованию морей, касающейся соблюдения тишины при наблюдении за рыбой, и «Celtic Explorer», возможно, стал первым кораблем в мире, отвечающим этому требованию без каких-либо компромиссов.

Чтобы удовлетворить требования заказчика, при проектировании судна особое внимание было уделено снижению подводного шума, акустической интерференции и вибрации. Также учтено, что судно будет многоцелевым, и смена оборудования для разных задач не представляет особых затруднений.

«Celtic Explorer» имеет следующие параметры: длина - 65,5 м, ширина - 15 м, а проектная осадка составляет 5,6 метра. Для арктических походов нос корабля усилен промежуточным каркасом и дополнительной металлической обшивкой. Для упрощения установки различных датчиков наблюдения на судне имеется выдвижной киль, расположенный примерно по центру и управляемый с капитанского мостика. В четырехпалубной конструкции судна следует также отметить сильно развитый бак.

В основе «Celtic Explorer» лежит современная малошумная дизель-электрическая пропульсивная система, которая была специально разработана для этого судна совместно с датской компанией «Bakker Sliedrecht Elektro Industrie». Единственный винт диаметром 3,2 метра вращается напрямую (без редуктора) двумя электромоторами постоянного тока Indar. Максимальная мощность такого тандема составляет 1500 кВт при 180 оборотах в минуту. Источником энергии судна служат три дизельных генератора от компании «Wartsila» и аварийный генератор «Caterpillar 3306». Особое внимание уделено уменьшению шума: все двигатели расположены в индивидуальных отсеках со звукоизоляцией, разделенных водонепроницаемыми перегородками.

На новом судне с комфортом могут расположиться 31 человек: двенадцать членов экипажа и девятнадцать ученых. Для научной деятельности на борту имеется ряд лабораторий, информационный центр и небольшой конференц-зал. Дополнительное оборудование для различных исследований можно разместить в контейнерах, специально оборудованных для этих целей.

Руководство Ирландского морского института надеется, что благодаря «Celtic Explorer» будет сделано не одно открытие в области исследования морских глубин Европы.

Андрей БОЯРЧУК