Корабельная сторона
Номер от 14 июля 2003 г.

«Селфа Арктик» вытянет промысел
Беды и победы соломбальских корабелов

Соломбальская судоверфь – одно из старейших предприятий региона. Хорошо известен ее большой вклад в строительство малых промысловых судов Поморского Севера. Однако сегодня наш собеседник – директор соломбальской судоверфи Евгений Ватлецов, - отвечая на вопросы «Корабельной стороны», разочарования от ситуации, сложившейся вокруг верфи, не скрывал.

ЕВГЕНИЙ Николаевич, о том, что на верфи в ближайшее время предстоит построить два судна из полимерных материалов по проекту норвежской фирмы «Селфа Арктик», ранее сообщалось в средствах массовой информации. А какова предыстория проекта?

- В прошлом году в Архангельске прошло заседание правительства по вопросам прибрежного лова рыбы. Связано это было в первую очередь с тем, что с океаническим ловом рыбы регион испытывает большие трудности. Здесь сказывается износ флота, дороговизна горюче-смазочных материалов, недостаточное финансирование и другое. Вывод - рыбу добывать у себя под боком гораздо дешевле. Сорок лет назад на Белом море было 450 судов, в прошлом году их насчитали четыре единицы. Это одна причина. Существует и иная, социальная: в условиях повальной безработицы этническая общность поморов вымирает, спивается. Для ловли же рыбы необходимо иметь и орудия, и флот. Наш главный акционер - фирма «Селфа Арктик» - готова финансировать строительство судов, участвовать в создании береговой инфраструктуры, обучать экипажи. Опыт у фирмы огромный, уже более десяти лет она занимается строительством судов для прибрежного лова.

- А для чего нужно это норвежцам?

- У Норвегии есть программа помощи слаборазвитым странам. В эту программу входит, конечно, не только Россия. Кроме того, население Норвегии, всего-то 5 миллионов, и им далеко не все равно, с кем они соседствуют. Частоколом от нищих, но вооруженных людей не отгородишься, их надо чем-то занимать. Они прекрасно понимают, что у нас огромный внутренний рынок. Посмотрите на карту Северо-Запада России – сплошные водные артерии.

Я убежден, что такого перспективного внутреннего рынка, как у нашей страны, больше нет. Но рек много, а иной раз мужику, как говорится, не на чем козу перевезти на другой берег.

- А какова, по вашим подсчетам, будет стоимость судов?

- На Западе судно подобного класса стоит более 200 тысяч долларов. Ввиду того, что некоторые требования к бытовым условиям экипажа будут снижены, при полном соответствии технологии мы должны вписаться в 100 тысяч. Это недорого.

- Евгений Николаевич, если я правильно понял, речь идет о постройке одного судна вместо заявленных двух?

- На практике реального заказчика даже для первого судна нет. Можно говорить о нищете колхозников, об отсутствии налаженной береговой инфраструктуры, но я бы выделил главное: комитетом по рыболовству не сделано ровным счетом ничего, как и теми структурами и институтами, которые его курируют. Помощи нет и от департамента областной администрации в лице первого заместителя главы Александра Поликарпова и самого губернатора. Неужели областной бюджет не может поучаствовать в этом проекте? Бог с ними, с деньгами, суда ведь делаем для себя, не «для буржуя», хотя бы участие своих рыбаков можно организовать? Все ведь норвежское: матрица, материалы, технологии. Дело стало за нами, за русскими. За державу обидно.

- А как обстоят дела со строительством на вашем предприятии копии знаменитой британской гоночной яхты «Britania», крупнейшей в мире на сегодняшний день строящейся деревянной яхты?

- Строится она уже давно. В первые два года была сделана основная часть работы. Но после того как наш заказчик женился, в финансировании строительства начались перебои.

- Выходит, женщина во всем виновата?

- Пожалуй, что так. Человек он немолодой, вероятно, потребовалось тратить деньги на иное, но, я надеюсь, все же в октябре мы спустим яхту на воду.

Роман КОТЛЯРОВ