Корабельная сторона
Номер от 10 марта 2003 г.

Ой, мама, едем на Багамы
У винтового производства «Звездочки» новые заказы и новые перспективы

Две важные рабочие поездки совершили недавно начальник специализированного винтообрабатывающего производства (СВОП) Николай Шорохов и инженер по маркетингу Александр Ильинцев. Они побывали на Багамских островах и в Финляндии, откуда привезли согласованный пакет контрактов и планы на новый вид сотрудничества.

КОГДА уезжали, в Северодвинске было минус тридцать. Поэтому под франкфуртское солнце с самолета так и сходили в зимней обуви, успев только упаковать куртки и шапки. Дальше путь лежал на Багамы, где ждали три винта, поставленные «Звездочкой» четыре года назад. Надо было провести проверку технического состояния. Задача казалась непростой: еще задолго до визита наших специалистов на одном из винтов была обнаружена цепочка литейных пор. Это дало повод людям, заинтересованным в дискредитации имени «Звездочки», говорить об их якобы плохом качестве. Поэтому предстояло провести техническое освидетельствование нашей продукции и отстоять доброе имя предприятия.

Работы планировалось на два дня, а задержались больше чем на неделю. Оказалось, что у одного винта вообще отсутствовали лопасти. Их сняли по решению заказчика, чтобы не тормозили движение судна. Поэтому помимо запланированных работ возникла еще необходимость руководить его сборкой. В итоге наши специалисты подтвердили - винты в хорошем состоянии и после ремонта готовы к эксплуатации, был подписан протокол технического освидетельствования.

С топором на драгоценный камень

Много работы - шлифовку, нанесение шпатлевки - пришлось выполнять самим, так как выяснилось : рабочие судоверфи далеко не профессионалы в «гребных делах». Большинство из них - просто бывшие моряки, не имеющие никакого специального технического образования. Не надо объяснять - винт дело тонкое, «геометрия» должна быть на высоте. О скрупулезности работы разметчиков говорит и тот факт, что подобные методики для замера и затяжки болтов применяются в космической промышленности. «Топорный медосмотр» мог только повредить винтам. Мало того, «не наше» грубое обращение невольно сказалось бы на репутации «Звездочки». Поэтому делегация СВОП в лице Николая Шорохова и Александра Ильинцева выдвинула заказчику предложение - организовать свой центр сервисного обслуживания. Ежегодное «обследование» винтов там проводили бы подкованные северодвинские специалисты. Финская компания «ABB ОY», являющаяся заказчиком, идею поддержала - ремонтировать должны изготовители-профессионалы - и дала предварительное согласие. У нее со «Звездочкой» общий лозунг: «Лучшие в мире винты - для лучших лайнеров в мире».

Контрактов на год

Еще одни серьезные переговоры наша делегация провела в Финляндии. Всего за два дня она согласовала три важных контракта на общую сумму 1 млн евро. Речь шла о винтах из нержавеющей стали, которые позволят загрузить производство на целый год. Один из них , диаметром 3,2 метра, планируется изготовить для небольшого ледокола. Еще два пятилопастных - для танкера японской фирмы «Мицубиси». Заказчик - та же «АВВ ОY», которая, кстати, отдает «Звездочке» 90 процентов своих заказов. Ее привлекает, прежде всего, наше качество, гарантия которого - большой опыт работы на оборонную промышленность, конверсионные технологии и ручная доводка, применяемая только на «Звездочке».

Семь лет - рекламаций нет

Уже семь лет наш цех гребных винтов работает с экспортными заказами.

- За это время, - с гордостью говорит начальник производства Николай Шорохов, - мы не получили ни одной рекламации в свой адрес.

СВОП приобрело большой опыт работы в рыночных условиях, где очень жестко прописаны цена, сроки и качество. Теперь производство самостоятельно может решить все вопросы предконтрактной подготовки, не боится выдвигать заказчику свои условия. Шестого марта исполнилось ровно семь лет, как подписан первый экспортный контракт. А делегация СВОП в эти дни опять отправляется в рабочую командировку в Санкт-Петербург. Планируют подписать с финской стороной еще один протокол о намерениях и окончательно оформить три контракта. В общем, специализированное винтообрабатывающее производство не стоит на месте и с оптимизмом смотрит в будущее.

Елена КОРОСТЕЛЬ