Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 29 марта 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 11 ноября 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 11 ноября 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Забытый комбриг Колчин

Версия для печатиОтправить статью другу
Известный историк Северного флота вносит поправку в историю Беломорской военно-морской базы

Два года назад Беломорская военно-морская база отметила свой шестидесятилетний юбилей. К этой дате, конечно же, готовились, и в числе прочего был издан красочный буклет, рассказывающий об истории соединения. Там же, в буклете, указывались имена тех, кто в свое время командовал базой. В частности, первым ее командиром был назван контр-адмирал Аполлон Александрович Кузнецов. Однако выясняется, что документы Центрального военно-морского архива сей факт опровергают и называют другое имя: Павел Иванович Колчин. Сегодня автор открытия - историк Владимир Васильевич Щедролосев - рассказывает о судьбе этого моряка.

ПАВЕЛ Иванович Колчин известен как командир бригады эсминцев, воевавших в Советском Заполярье. К сожалению, сам он не оставил воспоминаний о событиях Великой Отечественной на Северном флоте. Мы же, его сослуживцы, попытались не только восстановить главные факты его служебной карьеры, но и составить небольшой портрет этого офицера, командира и человека.

Родился Павел Иванович 13 марта 1905 года в семье нижегородского рабочего, окончил курс неполной средней школы, работал рассыльным на ситценабивной фабрике станции Иваново. В 1922-м по комсомольской путевке приехал в Ленинград, чтобы получить специальность военного моряка, сначала в подготовительном училище, а затем и в будущем ВМУ имени Фрунзе. В 1928-м, после окончания минного класса, он два года служил на балтийском эсминце «Сталин» и затем был направлен в Ленинград - учиться дальше, уже на специальных классах командного состава, после чего получил назначение на должность дивизионного минера 1-го дивизиона эсминцев морских сил Балтийского флота, а затем помощником командира эсминца «Войков».

В 1933 году советское правительство решило сформировать Северную военную флотилию. Для перевода военных кораблей с Балтики в Заполярье были организованы несколько ЭОН - экспедиций особого назначения. В их состав отряжались лучшие корабли и лучшие офицеры. Тогда же Павла Колчина назначили помощником командира на эсминец «Карл Либкнехт». Осенью 1933-го ЭОН-2 успешно завершила переход, и моряки приступили к изучению своего нового театра. Плановые задачи они отрабатывали в Мотовском заливе, но зачастую выходили и в открытое море. В январе 1934-го Колчин стал командиром СКР «Гроза», которым командовал почти четыре года. В этот же период ему было присвоено звание капитан-лейтенанта, а затем последовало еще одно повышение и в звании, и в должности - сначала он принял эсминец «Карл Либкнехт», а затем, уже капитаном 3 ранга, стал командиром отдельного дивизиона эсминцев Северного флота.

Столь стремительное продвижение по службе можно объяснить двумя причинами. Павел Иванович постоянно совершенствовал свои знания и практические навыки кораблевождения, рос как флотский командир. С другой стороны, и это нужно признать, флот испытывал невероятные кадровые затруднения из-за массовых репрессий НКВД в отношении командного состава Вооруженных Сил.

В 1939-м дивизион эсминцев переформировали в бригаду, и капитана 2 ранга П.И. Колчина назначили начальником ее штаба. В этой должности он и встретил советско-финскую войну. В ходе ее Колчину пришлось заниматься планированием операций эскадренных миноносцев Северного флота, а уже после окончания боевых действий, в апреле 1940-го, Павла Ивановича ждало новое назначение - в Молотовск.

Морской начальник Молотовска

В июле 1940 года вышло постановление Комитета обороны при СНК СССР «О расширении системы базирования в ВМФ». В соответствии с этим документом, нарком ВМФ приказом № 00186 от 1 августа 1940 года приказал командующему Северным флотом сформировать в Молотовске военно-морскую базу. Здесь на будущем судостроительном заводе № 402 уже были заложены два линкора и несколько эсминцев проекта 30, и потребовалось найти офицера, который смог бы создать и возглавить новое подразделение - дивизион строящихся и ремонтирующихся кораблей. Выбор остановили на П.И. Колчине. Справедливости ради нужно сказать, что штатной должности командира упомянутого дивизиона не открыли. Поэтому Павла Ивановича формально назначили флагманским минером штаба Северного флота, но фактически отправили в Молотовск. Задачу ему сформулировали так: «приступить к формированию Молотовской ВМБ из наличных сил и средств». П.И. Колчин незамедлительно приступил к ее решению.

На первом этапе штат базы состоял из командования, штаба, политотдела, отделения связи, флотского полуэкипажа и санитарного отделения. В состав Молотовской ВМБ вошли команды строящихся кораблей, а также эсминцев «Сокрушительный» и «Грозный», которые находились на заводском ремонте, и эсминца «Карл Либкнехт», стоявшего на СРЗ «Красная кузница». Сюда же вошли 81-й зенитно-артиллерийский дивизион, охрана рейда молотовского порта, участок СНиС с постами на Мудьюге, в Молотовске и Унской губе, военный порт Архангельска, местная стрелковая рота и военно-морской госпиталь в Архангельске.

Однако командование ВМФ не учло, а возможно, не согласовало с НКВД свои планы: в Молотовске находилось несколько лагерей с тысячами заключенных. Естественно, и поселок, и ближайший к нему район были наглухо закрыты и строго охранялись. Присутствие здесь же военно-морской базы с многочисленными службами и персоналом, передвижение военных моряков из Молотовска к многочисленным объектам базы, разбросанным по всему Беломорью, посчитали нежелательным. Поэтому вскоре командующий Северным флотом приказал базу передислоцировать в Архангельск и переименовать, теперь она стала называться Беломорской. В октябре ее возглавил контр-адмирал А.А. Григорьев.

П.И. Колчин возвратился в Молотовск. Приказом наркома ВМФ от 20 ноября 1940 года его назначили исполняющим обязанности командира строящихся линкоров «Советская Россия» и «Советская Белоруссия», а также старшим морским начальником Молотовска. В этой должности Павел Иванович Колчин и встретил Великую Отечественную войну.

Огненные мили

20 июля 1941 года в Екатерининской гавани разыгралась жестокая трагедия. В результате неожиданной атаки фашистских самолетов здесь на якорной стоянке был потоплен новейший советский эсминец «Стремительный». Всего погибли 114 человек. Среди тех, кто уцелел, но получил ранение, был командир 1-го дивизиона эсминцев капитан 2 ранга В.А. Фокин. Его отправили в госпиталь, а на его место назначили П.И. Колчина.

Павел Иванович принял соединение в очень тяжелый период. Противник тогда предпринял три мощных наступления на мурманском направлении. Наша 14-я армия с трудом сдерживала натиск, личного состава не хватало. Тогда командование флотом резко сократило штаты на кораблях и в частях, откомандировав в помощь сухопутным войскам более десяти тысяч краснофлотцев и старшин. В то же время ежедневно эсминцы и сторожевые корабли выходили в море и наносили артиллерийские удары по немецким позициям. Нагрузки на корабли были предельными. В этой обстановке нужно было мобилизовать командиров, в том числе и собственным примером.

Павел Иванович Колчин непосредственно руководил действиями кораблей в ряде операций, находясь на командирском мостике. Достаточно сказать: за период с 1941 по 1944 год эсминцы соединения Колчина совершили 180 выходов в море для усиления эскорта союзных конвоев. Примечательно, что когда эти конвои усиливались эсминцами Северного флота, то союзники потерь не несли. Это говорит о грамотной организации обороны.

Трижды эсминцы советской бригады ходили к вражеским берегам, в так называемые набеговые операции, обстреливали норвежское побережье, захваченное фашистами, и нанесли противнику серьезный урон.

Всего за войну корабли под командованием П.И. Колчина выполнили 550 походов. В большинстве из них Павел Иванович находился вместе со своими моряками. Единственное, пожалуй, что омрачило службу Колчина, это история эсминца «Сокрушительный», когда корабль попал в жесточайший шторм в 12 баллов, переломился и затонул.

Нужно признать, Колчину определенно везло в том, что под его началом служили опытные и смелые командиры: Б.П. Беляев, А.И. Гурин, П.М. Гончар, Е.М. Крашенинников, В.В. Федоров, А.И. Андреев, В.В. Кручинин. В целом это был дисциплинированный и грамотный личный состав, умевший не только стрелять, но ремонтировать материальную часть кораблей. Однако, как признают офицеры, служить с Колчиным его подчиненным было очень трудно: в сложной боевой обстановке, случалось, Павел Иванович как бы «расслаивался» - сам нервничал и нервировал других, отдавал бесчисленные команды, которые порой противоречили одна другой. Более того, подчиненные не чувствовали себя защищенными за спиной комбрига, в тяжелые минуты неправедного гнева начальства он не вставал на их защиту. Люди не припоминают случая, чтобы Павел Иванович за кого-то или за что-то ходатайствовал. Когда погибли люди на «Сокрушительном», он не заступился за офицеров, безвинно пострадавших от произвола генерала И.В. Рогова, который прибыл на флот, чтобы «обязательно наказать в любом случае, чтобы другим неповадно было». Представления к наградам тех моряков, кто героически сражался за спасение корабля и даже пожертвовал для этого своей жизнью, так и оказались нереализованными. Командир бригады П.И. Колчин обязан был представить командующему наградные листы, к слову, им уже подписанные, но не сделал этого и, выходит, возложил вину за аварию и гибель корабля на весь экипаж, а это несправедливо.

Уж если искать виновных, то определенная вина в гибели «Сокрушительного» лежит и на самом Павле Ивановиче. Он ведь выходил на поиски этого эсминца на лидере «Баку», но не нашел его, хотя тогда же командир дивизиона С.К. Соколов на «Разумном» отыскал бедствующий корабль и попытался ему помочь.

В звании контр-адмирала

В 1944-м, с приходом на Северный флот из Англии целого отряда боевых кораблей, была проведена реорганизация надводных сил, создана эскадра. П.И. Колчина (а к этому моменту он уже имел звание контр-адмирала) назначили на должность начальника штаба эскадры Краснознаменного Балтийского флота. Правда, здесь Павел Иванович командовал недолго, всего 9 месяцев, после чего его откомандировали в Германию руководить приемкой трофейных военных кораблей.

Сразу же после войны П.И. Колчин поступил в Военно-морскую академию имени Ворошилова и после окончания ее трехгодичного курса был оставлен в академии на должности заместителя начальника курса. Он попробовал себя в преподавательской деятельности, но не преуспел в этом. С ноября 1954-го по октябрь 1957-го он являлся заместителем начальника ВВМУ имени Фрунзе, а затем заместителем начальника кафедры надводных кораблей ВМА имени Ворошилова. В 1960-м его уволили в запас по болезни, а еще через пять лет, 11 октября 1965 года, он умер и был похоронен в Ленинграде.

Первый командир Беломорской (Молотовской) военно-морской базы Павел Иванович Колчин за личное мужество при выполнении боевых заданий в годы Великой Отечественной войны и за многолетнюю безупречную службу был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 2 степени, орденом Суворова 3 степени, орденом Красной Звезды, многими медалями и именным оружием.

Владимир ЩЕДРОЛОСЕВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Культура   Пол-России в Сии  |
Экономика   Частники идут  |
Политика   Наши избранники размялись  |
Мир   Информация с верфей  |  На морских широтах  |  «Trafalgar» таранил дно  |  Острые грани «Rubis»  |
Северодвинск   Забытый комбриг Колчин  |  Новый бизнес Севмаша  |
Россия   Новый «Курск» на Северном флоте  |  Примечательное замечание  |  «Нерпе» обеспечена поддержка  |
Общество   Десять лет на связи  |  Легендами сыт не будешь  |  Друг мой, Костя  |  Горячая дружба с «горячими» парнями  |  Честь и слава - по труду  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Ноябрь 2002
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com