Корабельная сторона
Номер от 14 октября 2002 г.

Загадки «Осударевой дороги»
Ее проложили наши предки по велению Петра Великого. Сегодня ее называют «БАМом восемнадцатого века»

О загадках и парадоксах, легендах и мифах, гипотезах и открытиях этого исторического феномена с президентом научно-исследовательского проекта «Осударева дорога» Михаилом Юрьевичем ДАНКОВЫМ беседует наш собственный корреспондент

-Михаил Юрьевич, на невнимание к теме ваших исследований пожаловаться нельзя: это наше интервью далеко не первое. И все же есть повод вновь поговорить о ней как с ее авторитетным знатоком. Итак, что такое, по-вашему, «Осударева дорога»?

- Во-первых, это подвиг, которыми так богата петровская эпоха, подвиг ведомых государем-реформатором армии и народа. Во-вторых, это беспрецедентный в истории военно-инженерный феномен, И в-третьих, это научная загадка, а вернее, несколько.

- Поговорим о загадках. Наверное, уместно задать вопрос; «Зачем?» Каков был стратегический смысл, если оценивать обстановку того периода Северной войны, прокладывать путь войску через дикие леса и болота.

- Смысл, а вернее, замысел, был таков. Сам царь Петр называл всю эту экспедицию «неким ухищрением». Вспомним: за год до этого, в июне 1701 года, шведская эскадра предприняла неудачный набег на Архангельск и устье Двины. И вот царь со всем двором (сказать по-нынешнему, с Советом министров, Думой и Генеральным штабом), с гвардией, то есть ядром вооруженных сил, находится там. Снаряжает караван судов в Англию, наблюдает за строительством крепостей и судов, якобы опасаясь нового пришествия шведов. В это время неугомонный и победоносный Карл Двенадцатый, полагая, что Петр далеко, увязает в Польше, осаждая Краков.

Вдруг как снег на голову русские оказываются под крепостью Нотебург и в октябре 1702 года забирают у шведов этот ключ к Балтике. Петр, всячески обеспечивая тайну и скрытность этой операции, распуская слухи, что-де собирается вести эскадру «в норвеги», взял с собой на «Осудареву дорогу» даже послов европейских держав, чтобы избежать утечки стратегической информации.

- Хорошо, но вот загадка вторая: сроки строительства?

- Судя по историческим документам, 8 июня 1702 года царь отдает «наказ» главным строителям волока сержанту бомбардирской роты Преображенского полка Михаиле Щепотеву и писарю того же полка Ипату Муханову. А уже 14 июля Щепотев рапортует Головину о готовности дороги! 160 километров - всего за месяц...

Я специально опрашивал дорожных специалистов. Все в один голос утверждают: даже с помощью современной техники провести за такой срок топогеодезическую разведку трассы, прорубить просеку и проложить лежневку невозможно. Легко сказать: волок! А это колоссальный объем работ: нужно было срубить и распилить вековые леса, откатить валуны, подрезать склоны, уложить бревна, навести оригинальные наплавные мосты через реки и озера...

Допустим, трассу строили сразу с севера и с юга. Но как строители сумели так точно наметить оптимальный путь - без карт и съемки местности? Потом: каким образом в такой срок Щепотеву и другим руководителям строительства - преображенскому поручику Афанасию Головину и адъютанту Семеновского полка Михаилу Волкову - удалось собрать огромное количество людей и лошадей с подводами, инструментом, провиантом? Даже в тоталитарном государстве с населением, буквально мобилизованным Петром для нужд войны, это кажется невероятным. Учтем при этом, что тогда все окрестное население не могло превышать 4-5 тысяч человек...

За этим следует и третья загадка. Сам марш, включая высадку экспедиции с кораблей на Вардегорском мысу, прошел всего за восемь ходовых дней, с 17 по 26 августа, причем в Вожмосалме день стояли из-за непогоды. Это же не турпоход: 12 тысяч человек, двор с наследником, иностранные купцы и дипломаты, пять гвардейских батальонов, матросы, мужики- «тяглецы», 150 пушек (это в полтора раза больше, чем было при Полтаве с обеих сторон), огромные обозы.

- Вы не упомянули влекомые корабли. Во все энциклопедии вошло, что дорогу строили, чтобы протянуть на Балтику два фрегата! Еще одна загадка?

- Скорее, это один из мифов вокруг «Осударевой дороги». Построенные в Архангельске малые фрегаты «Сошествие Святаго Духа» (его ошибочно именуют в литературе «Святой Дух») и «Курьер» (или «Меркуриюс») впоследствии ни под Нотебургом, ни на Балтике не прослеживаются. Зато они отмечены в документе 1708 года как... несущие вахту у двинских устий!

- Так что же, не было, значит, кораблей?

- Были! Обнаружено другое свидетельство о том, что в следующем, 1703 году по волоку прошел полк Матвея Бардовика из Архангельска и протащил два малых судна-буера. Петр строил дорогу не «на раз»...

- Но почему же тогда возведенная такими трудами трасса впоследствии заросла?

- Она была рождена лишь военной необходимостью. Уже в конце XVIII века, по свидетельству современников, по ней ходили только редкие местные пешеходы. Но, надо сказать, в XVIII-XIX веках время от времени возникали «прожекты» восстановления дороги, причем порой совершенно фантастические (об этом надо писать отдельно). Прошли века, сменился сам ландшафт, поднялись и упали многие поколения лесов. Южный участок был просто уничтожен строительством ББК и разливом Выгозера, потом здесь велись лесоразработки.

Боюсь, потомки уже никогда не узнают, где проходила вся трасса исторического волока. Нашими экспедициями вскрыто всего четыре километра дороги у рек Сумы и Илозы. Где проходила «Осударева дорога» - это остается главной ее загадкой.

- Натурный поиск - это ведь лишь одна из сторон вашей деятельности. А что дает работа в архивах?

- Пожалуй, только после девяти лет исследовательской работы я вполне представил, какой огромный ее объем мне еще предстоит. Новые и новые документы рождают гипотезы и опровергают аксиомы, темы возникают и ветвятся. Например, всплыла совершенно неожиданная и интереснейшая тема «Осударева дорога» и масоны». Историческая география и топонимика, история дипломатии и разведки, флота и судостроения, огромный массив фольклора... Составленная учеными нашего института леса Потехиным и Гриппой на основе исследования образцов древесины «Осударевой дороги» дендрошкала применяется археологами по всей России и за рубежом.

Отдельная тема - люди «Осударевой дороги», биографии которых порой заслуживают авантюрных исторических романов. Взять хотя бы фигуру сержанта Щепотева, одного из тех сподвижников Петра, без которых были бы невозможны военно-административные подвиги этой эпохи. Строитель «Осударевой дороги» «с неслыханною славою живот свой скончал» в абордажном бою в Выборгском заливе, когда на шлюпках брал приступом два шведских военных корабля.

- И все же главным героем этой небывалой стройки, «БАМа XVIII века», является все-таки-...народ. Жертвы и лишения населения Поморья были огромны. Насколько? Этнограф Майнов в XIX веке записал оценку местных жителей:

«Под каждой перекладиной на волоке - по человеку!» Ученый, желая узнать мнение мужиков по этому поводу, нарочно тронул эту больную тему. И знаешь, что мужики ему ответили? «Так ведь у какого великого дела померли! Не зря... А так кто бы о них помнил?»

Мне кажется, что секрет строительства был не только в принуждении. Народ верил своему государю и по его приказу делал невозможное. И не случайно в народной изустной трагедии Поморья и Заонежья - восхищение деяниями Петра...

- Михаил Юрьевич, мне представляется, что 300-летие этого знаменательного и, я бы сказал, знакового события в истории страны у нас никак не отмечено...

- ...если не считать похода юных туристов из Петрозаводска, Медвежьегорска и Беломорска от Нюхчи до Повенца, проведенного общественной организацией «Люди моря». К сожалению, власти, ведомства, учреждения науки и культуры, заинтересованные организации и клубы не нашли, видимо, ни времени, ни средств, да, наверное, и желания, чтобы объединиться для проведения мемориальных мероприятий,

- А каковы были ваши планы на юбилейный год?

- К сожалению, в этом году пришлось отложить нашу очередную запланированную экспедицию в Петровский Ям - место стоянки войск на «Осударевой дороге», где в 1964 году сотрудниками нашего краеведческого музея были записаны от местных жителей свидетельства о следах какой-то просеки. Но не все потеряно, будем продолжать исследования. Как сказал Иисус Христос: «Дорогу осилит идущий...»

Беседовал Сергей ЛАПШОВ,наш собственный корреспондент в Карелии