Корабельная сторона
Номер от 2 июля 2002 г.

Севастополь, Севастополь….
Россию выставляют из города русских моряков

Заявления второразрядного чиновника украинского Совбеза относительно вывода Черноморского флота из Севастополя высветили серьезнейшие проблемы внешней политики Москвы.

Украина решила посмотреть, что получится, если подразнить Россию. Непосредственным поводом стали два события - обострение проблемы Калининграда и заявление Путина о том, что Россия не вправе кому-либо запрещать вступать в НАТО (имелась в виду Эстония, но чем Киев хуже Таллина?).

В качестве пробного шара выкатили на сцену ранее неизвестного широким российским кругам пана Пирожкова - заместителя секретаря Совета национальной безопасности Украины. Пан Пирожков озвучил идею, чтобы вызвать реакцию в Москве, которую старательно и внимательно отследят и изучат в Киеве и Брюсселе.

Идея не то чтобы нова, но явно несвоевременна. Для России - это точно. И заключается она в том, что в принципе Российский Черноморский флот должен покинуть бухты Южную, Карантинную и Севастопольскую. «Украине необходимо определиться с базированием Черноморского флота, потому что, согласно критериям НАТО, страна, на территории которой находятся иностранные военные формирования, не может быть членом альянса».

Далее Пирожков сказал: «Они (то есть мы - В.Г.) не хотят этих переговоров, а хотят продления срока аренды, так как ничего не делается для создания новой базы для размещения ЧФ».

В общем, ситуация такова: Украина хочет в НАТО, но заключению даже предварительных договоренностей с альянсом мешает присутствие на территории Украины иностранной военной базы - российской военно-морской базы в Севастополе. Выпустив пробный шар, в Киеве ждут реакции Брюсселя и Москвы. На Западе, вполне вероятно, это заявление особого раздражения не вызовет. А вот в Москве... Если МИД и Кремль найдут весомые контраргументы, заявление замсекретаря будет дезавуировано. А если не найдут - тема получит свое дальнейшее развитие.

По идее, на первый взгляд, весомым контраргументом может стать тот факт, что размещение Российского флота в Севастополе обусловлено реструктуризацией украинских газовых долгов. Между прочим - три миллиарда долларов. Однако думать о том, что в Киеве этот контраргумент не просчитан, по меньшей мере наивно. Полный вывод российских войск из Украины того стоит.

С другой стороны, эта идея вряд ли будет поддержана в Брюсселе явно и однозначно. В самом ближайшем будущем открыто давить на Россию с целью заставить принять украинские условия никто не будет. Скорее, будет идти медленный процесс обусловливания тех или иных решений встречными шагами России, в том числе и по Севастополю.

Но главное даже не в Пирожкове сейчас. Сфера геополитического влияния России неуклонно сужается, более того, она начинает переходить внутрь государственных границ. Пример Калининграда здесь очевиден. Ситуация, заложенная при Горбачеве, с одной стороны ускоренная, а с другой - несколько законсервированная при Ельцине, сейчас получила свое логическое развитие и близится к завершению - потере Россией всех тех позиций, которые она пока еще занимает. Винить в этом только самого Путина бессмысленно, так как виноваты руководители СССР и России последних 15 лет. Однако очевидно и то, что высшее руководство страны не смогло выработать каких-либо серьезных контрмер для противодействия дальнейшему ухудшению внешнеполитических позиций.

Вадим ГАСАНОВ «Presscentr.ru»