Корабельная сторона
Номер от 3 июня 2002 г.

Большое дело маленьких паромов
Пассажирское районное управление Архангельского речного порта начало новую навигацию

К сожалению, проблем у моряков на местных линиях не убавилось. Одна из них - недостаток экономичных судов для работы на многочисленных пассажирских переправах Усть-Двинья.

В частности, нелестной оценки удостоились теплоходы типа «Вознесенье», которые в свое время были построены на Архангельской РЭБ флота по заказу администрации области. «Не прижились они в дельте Северной Двины», - делали заключение некоторые. Зачем же тогда их построили, где они сейчас и что ждет их? К разговору мы пригласили заместителя начальника отдела водного транспорта департамента транспорта и связи администрации области Владимира Семьина и генерального директора Архречпорта Владимира Дуркина.

Когда дорожает топливо, судно «дешевеет»

Идея строить эти суда появилась все-таки не спроста. Конец девяностых годов был тяжелым для «пригородки». Треть навигации флот стоял у причалов, перевозки в дельте Северной Двины почти не осуществлялись. Не было денег на топливо, средств в бюджете для дотаций на перевозки, не проходили взаимозачеты. Вот и стали искать проекты речных судов, которые были бы более экономичными, меньше сжигали горючее.

Кроме того, из-за прекращения дноуглубительных работ на Северной Двине островные протоки дельты обмелели, многие населенные пункты традиционными пассажирскими судами типа «Москва» и «МО» («мошка») не обслуживались. Для транспортного обеспечения населения этих деревень необходимо было иметь мелкосидящие суда.

Подходящих проектов таких судов у речников не было. Нашли эскиз небольшого пассажирского плашкоута. Двигатель 20 лошадиных сил, к тому же еще и незакрытая палуба. В процессе строительства сделали крытые салоны, учли дополнительные требования контролирующих организаций по мощности двигателя, толщине корпуса, пассажировместимости, средствам связи, спасательным устройствам... В результате родился маневренный теплоходик вместимостью 50 человек. Гораздо лучше, чем то, что было изначально изображено на бумаге.

Обошлись эти суда «Вознесенье», «Тойнокурье» и «Конецдворье», переданные администрации Приморского района, всего в полтора миллиона рублей.

В поисках новых вариантов

В первую экспериментальную навигацию 2000 года все три судна были арендованы райуправлением. Но встал вопрос, где их использовать. Одна линия определилась сразу - переправа с 23-го на 22-й лесозавод, где в узкой горловине Маймаксанского рукава «Вознесенье» подходило по всем условиям. Даже когда в канун 9 мая позапрошлого года на акватории порта была объявлена штормовая погода, перевозки людей не прекращались. Словом, на этой линии теплоход оправдал все надежды.

Два других теплохода использовались на линиях «Цигломень- Тойвотово» и «Тойвотово-Архангельск». И в этом, как думалось поначалу, тоже была своя целесообразность. Следует, скажем, в будний день по данным линиям «Леонид Марков» (один из судов типа «Москва»). Взял по остановочным пунктам 10=15 человек, да так и везет их в Архангельск. А топлива-то это судно в 5, 5 раза за рейс больше сжигает! Себестоимость поездки становится очень дорогой.

Опыт эксплуатации 2000 года, однако, показал: на протяженных линиях новые суда не прижились. Во-первых, по сравнению с «Москвой» и «МО» они идут все-таки медленно. А это для вечно спешащих пассажиров просто мучение. Во-вторых, при всей своей экономичности и маневренности не могут работать в сильный ветер и шторм. Да и пассажировместимость в выходные дни (в отличие от будних) тоже зашкаливала за пределы возможностей судна.

Доставит, бывало, пассажиров из Северодвинска к берегу ЛИАз, а теплоход берет только 50 человек: больше не положено. Часть людей остается на берегу, им приходится ждать: когда-то еще за ними вернется теплоход?

Словом, в ходе эксперимента был сделан вывод: «Тойнокурье», «Конецдворье» и «Вознесенье» надо использовать только на коротких линиях, где не донимают ветра, равномерный пассажиропоток и нет резкого пика пассажиров.

Тем не менее, проработав на них в 2000 году в дельте Двины, речники «пригородки» внесли дальнейшие предложения по изменениям в конструкции этих теплоходов. Утеплили салоны, закрыв носовую часть, сделали небольшую каюту для экипажа. Все это было претворено в межнавигационный период 2000-2001 года.

Еще один плюс: за счет того, что новые суда проработали в райуправлении в 2000 году, здесь сумели капитально отремонтировать теплоход МО-266.

Незаменимые на мелководье

Отремонтировав «266-й», руководство речпорта получило возможность отказаться от двух судов, которые были выведены из дельты Северной Двины. И администрация Приморского района поставила на свою линию Новодвинск-Ягодник-Дедов Полой теплоход «Тойнокурье».

Раньше сюда ходила более-менее глубокосидящая «Москва», но потом все обмелело. Новые «мелкашки», отличающиеся своей маневренностью, стали в местной протоке просто незаменимы. С осадкой на полную загрузку всего лишь полметра они способны ходить по старому маршруту, который в связи с мелководьем прекратил свое существование.

Причем «Тойнокурью» на мелководных протоках не требуется каких-либо оборудованных причалов, он просто подходит к берегу, спускает трап, и по нему идут люди.

А «Конецдворье» присмотрел в дельте Северной Двины глава администрации Верхнетоемского района. Он убедил передать это судно в аренду именно для своего муниципального образования. И в нынешнем году, с 10 мая, организована переправа Нижняя Тойма - Афанасьевск.

Кому перейдет «Вознесенье»?

Теперь из «новичков» у райуправления остается только «Вознесенье». Однако мы уже говорили: заказ на обслуживание пассажирских перевозок на этот год уменьшился. И, в частности, нет его на Конвейер. Мэрия считает, что не имеет смысла платить двойные деньги за содержание судоходной обстановки по Корабельному рукаву и дотировать убытки по пассажирским перевозкам рейсового теплохода.

С Конвейера уже начал ходить один, а вскоре пойдет и другой автобус к переправе 23-го лесозавода. Пассажиропоток перемещается сюда, тем более, что впереди массовый дачный сезон. На переправу потребуется по меньшей мере «Москвич», поэтому с окончанием весеннего периода навигации придется, наверное, выводить «Вознесенье» из эксплуатации. Поставим его на отстой и будем решать вопрос с собственником судна - Приморской администрацией.

Дело лишь за рекламой

Кроме судов, получивших прописку на Северной Двине, о которых мы только что рассказали, на Архангельской РЭБ построены еще два теплохода. Один приобретен заполярным Нарьян-Маром, другой - рыболовецким колхозом на берегу Белого моря. Владельцам судов очень хотелось, чтобы теплоходы могли брать на себя не только пассажиров, но и машину или трактор. Коррективы, внесенные в проект, позволяют, чтобы вся дальнейшая серия судов пошла на небольшие грузо-пассажирские переправы.

Кстати, рассчитывая, что теплоход будет работать на Северной Двине, где масса таких переправ, заказчики стараются ставить на них двигатель тракторного типа. Вытащили его на берег, отремонтировали - и эксплуатация будет до минимума простой, расходы на ремонт - минимальными.

А вообще, была бы дана реклама этим судам, они были бы незаменимы как речные паромчики и с успехом использовались при эксплуатации на коротких линиях, мелководных водоемах, в верховьях рек, и не только Северного бассейна.

Александр ЧАЩИН