Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2002 г.

Оставили немцы нам «Красный Октябрь»
Порой самые скромные снимки становятся единственными свидетельствами событий ушедшего века, и потому им нет цены

В самом начале прошлого века голландские литейщики и металлисты по заказу товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства изготовили стальные конструкции для будущих ворот корабельного дока, который строился на севере далекой России. Участок для его строительства выбрали в самом широком месте таежной реки Лаи, там, где ее воды сливаются с двинскими.

Собственно, с этих ворот все и началось - сам док и возникший подле него поселок, который свое название получил опять-таки от него - от Лайского дока. Для Российского Севера начала прошлого столетия док являл собой сложное гидротехническое сооружение. Тогда он удивлял своими внушительными размерами. Стены и днище его с тщательностью покрыли и вымостили лиственницей - деревом не только поразительно стойким к воздействию воды, но и приобретающим с годами особую прочность. Сюда же из промышленно развитой Европы везли лучшие паровые машины, водяные насосы и оснастку.

Строили док почти восемь лет. Первым вошел и стал в нем «Император Николай Второй» - один из наиболее крупных пароходов товарищества. 30 мая 1907-го он своим протяжным гудком возвестил о появлении на архангельском Севере нового судоремонтного завода.

К сожалению, к летописи Лайского дока историки и краеведы обратились с большим опозданием, когда множество свидетельств и документов уже оказалось бесследно утраченным, а очевидцы, современники многих примечательных событий своих воспоминаний нам не оставили. Остались лишь наиболее яркие ее страницы, хотя отыскать их стоило немалого труда.

В эти дни, когда коллектив одного из старейших судоремонтных заводов Архангельского края готовится отметить 95-летие своего предприятия, люди, немало отработавшие здесь, приносят для экспозиций будущего музея свои семейные реликвии - старинные фотоснимки. Есть возможность рассказать о трех из них.

Сегодня через Лаю переброшен автомобильный мост. Отсюда, в общем-то, и открывается главная панорама рабочего поселка. Трудно представить, какой была она в начале двадцатого века, скажем, в период Первой мировой войны. Современники описывают устье реки как место низкое, сильно заболоченное, со слабой растительностью и совершенно неприспособленное для каких-либо сельскохозяйственных работ. Снимок 1915 года подтверждает это. На втором плане его виден берег Лаи, поросший низким реденьким ивняком. Моста, естественно, не было, зато имелись мощные бревенчатые конструкции ледоломов. Ну и, конечно, мы видим главное средство передвижения по реке того времени - гребная шитая лодка...

Второй снимок относится к важному событию в истории коллектива Лайского дока. В 1923 году в Двинском устье сел на мель большой германский пароход «Веерхавен». Команда его оставила, а судовладельцы подумали, подумали да и отказались от него. Тогда аварийный пароход, который бедствовал несколько лет, сняли советские эпроновцы и привели в Лайский док. Клепаный корпус его восстанавливали, можно сказать, вручную: работали кувалдами и переносным горном. Когда же судно отремонтировали, дали ему новое название в духе постреволюционного времени - «Красный Октябрь». Под ним пароход и вошел в состав Северного государственного пароходства и еще долго ходил под советским флагом. На снимке 1927 года мы видим участников ремонта бывшего германского судна.

Главными и, пожалуй, единственными машинами в доке долгое время являлись паровые насосы, качавшие воду, а также механизмы, которые открывали и закрывали массивные стальные ворота. Имелись еще маленький электрогенератор и оборудование лесопилки. Что же касается непосредственно судоремонта, то большинство операций рабочим приходилось делать вручную.

В самом конце двадцатых на заводе появился первый кран, который «ходил» по рельсам, проложенным вокруг камеры дока. Паровой кран (он запечатлен на снимке 1930 года) был очень «скромной» грузоподъемности, но по тому времени считался все-таки большим новшеством.

Собранные в экспозиции музея эти и другие чудом сохранившиеся снимки, на наш взгляд, действительно представляют историческую ценность и любопытны для тех, кто интересуется отечественной историей.

Олег ХИМАНЫЧ