Корабельная сторона
Номер от 11 февраля 2002 г.

Торговля в слезах
Северодвинские коммерсанты говорят, что «вымирают» как класс

Заплати, мол, налоги и спи спокойно. Эта фраза, ставшая крылатой благодаря социальной телерекламе, уже не актуальна. Более или менее спокойно нашим коммерсантам удалось поспать вторую половину двухтысячного и прошлый год. Но времена, как выяснилось, меняются... Известные северодвинские предприниматели утверждают, что платить налоги скоро будет некому.

В мэрии Северодвинска 6 февраля состоялся круглый стол по проблемам предпринимательства и торговли в городе. Местных коммерсантов собрал совет по предпринимательству при главе администрации города и отдел организации потребительского рынка. Думаю, не ошибусь, если скажу, что за круглым столом в тот день собралась элита северодвинской торговли. Новая и те, кто остался на плаву еще с прежних, доперестроечных времен. От предпринимателей хотели услышать, с какими существенными проблемами они сталкиваются в работе, как и кому их решать. За первым дело не стало.

Тон серьезному разговору задала директор муниципального предприятия «Ресторан «Приморский» Галина Никулина. Первое, что вновь начинает душить легальный бизнес - налоги. Если ранее «Приморский» платил их в размере сорока трех тысяч рублей в месяц, то с нового года придется раскошеливаться на восемьдесят шесть тысяч. И это при том, что как ресторан «Приморский» (в силу объективных факторов) работает лишь два дня в неделю. Ежедневно «пашет» только кулинария и арендующий торговую площадь магазин. Свое эмоциональное выступление Галина Ивановна резюмировала тем, что если «Приморский» будет платить такие огромные налоги, то станет убыточным. Или цены вверх поползут, но всему есть предел.

Новый социальный налог, продолжила тему директор еще одного муниципального предприятия общественного питания Людмила Машенькина, бьет как раз по тем структурам, которые предоставляют социальные гарантии своим работникам - оформляют трудовую книжку, предоставляют оплачиваемый отпуск, не возражают против больничных. Тех коммерсантов, которые пользуются «черной» кассой (в том числе частники, нанимающие людей на уличную торговлю), это ни коим боком не коснется. Государство предоставило им прекрасную возможность продолжать в том же духе. А, главное, развиваться. Ведь, сами посудите, к кому в первую очередь пойдет покупатель или клиент? К тому продавцу, в тот бар, где цены, может быть, не отличаются, но интерьеры поприятнее, туалеты посовременней. Людмила Константиновна с болью говорила и о том, что санэпиднадзор в приличных точках общепита готов и за случайную муху оштрафовать, тогда как в дешевых питейных забегаловках на антисанитарию внимания никто не обращает.

И вновь заговорила о налогах директор магазина «Якорь» Валентина Брагина. Мол, тему эту пыталась поднять среди представителей власти. Известно, что тот же бюджет Северодвинска давно формируется в первую очередь из налогов частников, коммерсантов, а не предприятий ГРЦАС. Поэтому и заботиться о процветании предпринимательского звена, вроде как, святое дело. Представьте, как удивилась директор, когда один депутат областного Собрания ей заявил: мол, налоги сейчас только дураки платят! Так что делать-то, не платить? А бюджетникам-то, да и вам тоже, из какого кармана зарплату платить?

Да, к власти у коммерсантов много претензий. Директор торгового дома «Коллаж» Виктор Казаринов, к примеру, недоумевает: мол, вложил огромные деньги в ремонт и обустройство под магазин муниципальных площадей, которые до этого не приносили городу ни копейки прибыли. Вносит за них арендную плату. Однако, мэрия ни то что не учла этих затрат, а еще и повысили с нового года аренду на 50 процентов. А директор магазина «Октябрь» Светлана Касилова не понимает другого: за что платит сотни тысяч в год своему обслуживающему жилищно-коммунальному предприятию? По словам Светланы Анатольевны, в других городах уже имеется судебная практика отказа от навязываемых жилищниками услуг. Те директоры торговых предприятий, которые смогли выпросить в своих жилконторах «секретный» перечень услуг, за которые платят, прибывают в состоянии возмущения. Как правило, за услуги разных плотников, столяров, кровельщиков и пр. магазины, да и другие фирмы, платят из собственного кармана. Коммунальщики же в тарифы, помимо оплаты услуг этих специалистов, вбивают даже свою прибыль.

Кстати, руководитель общественной организации по защите прав предпринимателей «Магма», директор рынка «Аленушка» Виталий Никитинский сообщил всем, что в среде мелких торговцев-частников (тех, кто стоит на улице, в павильонах либо арендует крошечные площади в универсальных магазинах) уже началась паника. Новые санитарные правил, т.н. САНПИН позволяют легко расправиться с мелкой торговлей. А она, как известно, ни от хорошей жизни в городе утвердилась. Люди на улице - это бывшие безработные инженеры, педагоги, рабочие. Если начать их «прикрывать», то что будет предоставляться взамен? Виталий Иванович отметил действительно крайне тревожную тенденцию: новые люди в бизнес не приходят. Более того, опытные уходят из теплых магазинов обратно на улицу. На улицу, с которой они когда-то начинали. Что это, если не регресс? Если ситуация станет развиваться в таком же духе, платить налоги в Северодвинске скоро будет некому.

Наталья КОЛОГРЕЕВА