Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 25 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 24 декабря 2001 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 24 декабря 2001 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Подлодка К-40. Год сорокалетия

Версия для печатиОтправить статью другу
Судьбы кораблей часто сравнивают с людскими, и это не удивительно, потому что аналогий здесь отыщется множество. Одна из них - так же, как не бывает двух одинаковых человеческих судеб, не найти таковых и у кораблей. Более того, в «биографии» самой заурядной, самой непрезентабельной морской посудины найдется-таки то, что отличает ее от всех остальных. Что уж говорить о подводных лодках, на чью долю выпадает немало тревожных и опасных будней.

Атомный подводный ракетоносец К-40 не был головным кораблем, в серии подлодок 658 проекта он шел «четвертым корпусом», и ветеранам завода знаком как «заказ 904», но в нынешний юбилей этого корабля есть повод рассказать о нем и о его моряках конечно.

Настоящая дружба мужская

С моряков мы и начнем. Сегодня в Северодвинске из экипажа К-40 живут несколько бывших подводников. Включая первого командира лодки - Вадима Леонидовича Березовского, мы насчитали шестерых. Но тех, кто принимал ракетоносец от корабелов в декабре 1961-го, двое - Вадим Леонидович и Александр Иванович Донцов. Вот с ними мы и встретились.

Березовский командовал дизельной торпедной лодкой, назначение на К-40 стало для него неожиданностью, потому что атомные лодки в ту пору были «засекречены» не только для гражданских лиц, но многих военных моряков, и даже для лучших из них. А Березовский, к слову, по многим свидетельствам, действительно являлся одним из лучших. Тем не менее, после назначения Вадим Леонидович еще учился, а затем постигал азы управления атомоходом на аналогичной лодке капитана 3 ранга В.И.Зверева. Когда же Березовский прибыл в Северодвинск, свою К-40 на стапеле он застал «в довольно приличном состоянии». На заводе лодку «вели» ответственный сдатчик В.П.Тюкин и сдаточный механик Н.В.Пестов.

Александра Ивановича Донцова призвали во флот на срочную, здесь он получил специальность шифровальщика и до знакомства с Березовским даже успел походить на нескольких атомных лодках, в том числе и на К-3, ныне известной как «Ленинский комсомол». В Северодвинск же он пришел на К-5, которую ставили на модернизацию.

- В 339-й бригаде тогда было много экипажей, не меньше двадцати, - рассказывает Александр Иванович, - но из всех выделялись два - К-21 Чернавина и К-40 Березовского. И командиры их отличались. Чем? Решительностью и умом. Это распознавалось сразу. У Березовского свой шифровальщик был, даже фамилию его помню - Рубан, но парня того прихватил аппендицит, как раз перед выходом лодки на испытания. Пришел Березовский и спрашивает - кто со мной пойдет? Я тогда вызвался...

Несомненно, тот день в судьбе Александра Ивановича оказался определяющим. И в судьбе Вадима Леонидовича тоже. Потому что с того дня этих двух людей по жизни ведет настоящая, где-то даже трогательная мужская дружба. Они затем плавали вместе и на К-40, и на К-137, какое-то время служили порознь, дружили, помогали друг другу, и когда вышедший в запас контр-адмирал Березовский приехал в Северодвинск, он сразу же отыскал Донцова. И так вот идут они по жизни больше сорока лет и ныне, поддерживая друг друга в нелегких житейских драмах.

Первые испытания

Осенью К-40 ушла в море на испытания. Два эпизода отпечатались в памяти ее первых моряков. Как до изнеможения пришлось штормовать в Кандалакшском заливе и как по возвращении в Северодвинск в одном из отсеков случился пожар. Собственно, пожара как такового и не было - рабочие сдаточной команды халявно обошлись с патронами регенерации ну и задымили весь отсек. Сыграли тревогу, задраились, но среди рабочих возникла паника. Один из них страшным воем по трансляции: «Вадим Леонидович, не дайте подохнуть!». Что делать? Отдраиваться нельзя, но и сидеть сложа руки и слушать такое тоже! Выбрали матроса поздоровее да покрепче, одели его в костюм, люк отдраили. Матрос тот рабочих кого вывел, а кого и на себе вынес. А «источник задымления» ликвидировали. После того случая заводские сдаточные команды перед выходом в море стали строжайшим образом школить на предмет борьбы за живучесть. Может быть, это первая из заслуг экипажа лодки К-40?

В 1962-м ракетоносцу поставили задачу - «стрельнуть» по полигону Чижа. Это была так называемая «зачетная стрельба». Вышли в море. Расстояние по нынешним меркам скромное - 340-370 километров. Но наведение тех ракет на цель требовало большой точности. Пришли, всплыли, стали «брать место» по звездам. Штурман взял по трем светилам, Березовский - по пяти. Стали думать, может «усреднить»? Нет, решился Березовский, возьмем мои данные. Стрельнули и попали, отклонение - всего 20 метров!

- Моей заслуги в том, конечно, не было, - вспоминает Вадим Леонидович. - Случайность! Но мы тогда взяли первенство по флоту.

Год 1962-й. Карибский кризис

Что был за кризис, подробно рассказывать нет необходимости. Одно только напомнить надо: никогда затем мир не стоял так близко к атомной войне, как тогда, осенью 1962-го. В этом была его суть и, если хотите, историческое значение. Наверняка у Советского Союза нашлось бы чем «достойно» ответить американцам на их ядерный удар, но сегодня уже очевидно - вряд ли мы его смогли нанести с моря.

Флот наш тогда хоть и вступал в атомную и ракетную эру, но полномасштабно воевать еще не мог. Атомные лодки у нас уже были, но боеготовой из них оказалась лишь одна - К-40. У большинства остальных на тот момент имелись проблемы по реакторной части. Попытались вытолкнуть в океан торпедную АПЛ, подобную «Ленинскому комсомолу», так у нее уже на выходе из базы приключилось ЧП, и тоже с реактором. Лодка вернулась к пирсу, и на прорыв блокады вокруг Кубы пошли тогда дизель-электрические лодки Северного флота. «Безумству храбрых поем мы песню»...

Еще имелись четыре атомных ракетоносца, все северодвинской постройки, 658-го проекта, с тремя баллистическими ракетами. Но головная К-19 уже получила зловещее прозвище «Хиросима» и меняла в Северодвинске выжженный радиацией отсек, у второй - К-16 и третьей - К-33 текли парогенераторы, оставалась К-40 капитана 3 ранга Березовского.

Флот готовился к «дембелю», когда отменили отпуска. К войне настраивались всерьез. На К-40 был митинг. Замполит Падорин обрисовал международную ситуацию, потом свое слово сказал командир, а третьим от имени тех моряков, кого задерживали по «хрущевскому приказу», выступил Донцов. После этого лодка двинулась в Сайда-губу - грузить ядерный боезапас. Погрузили и пошли в 140-й полигон, что на самом выходе из Кольского залива. Тут и ждали приказа: прорваться через Атлантический заслон НАТО и «стрельнуть», но уже не болванкой по полигону Чижа, а тремя мощнейшими атомными бомбами по супостату. На роль супостата, кажется, была определена «добрая старушка» Англия.

Американцы брали Кубу в непроницаемое кольцо, наши разворачивали на «острове Свободы» ракетные комплексы, телефоны дипломатических ведомств раскалились. Лодка К-40 моталась в полигоне и в строго оговоренное время подвсплывала для сеансов связи. До реальной атомной войны оставались часы. Было ли страшно?

- Страха не было, - в один голос ответили мне и Березовский, и Донцов. - Разве что боялись пропустить сеанс связи с тем самым приказом...

Потом дали отбой, но К-40 вернулась из полигона двумя сутками позже.

Главная заслуга

- Но главная заслуга К-40 «перед партией и народом», - смеется Березовский, - в том, что именно она самой первой из ракетных атомных подлодок Советского Союза вышла на боевую службу...

А это уже серьезно. На первую БС ей выпало идти в 1964 году. Походу придавалось особое, можно сказать стратегическое значение. Американцы в патрулировании тогда нам давали крупную фору своими 16-ракетными «Вашингтонами», и упущенное нужно было догонять.

Подготовку К-40 к боевой службе курировал лично командующий Северным флотом В.А. Касатонов, и «курировал» он не из теплого кабинета в штабе. Владимир Афанасьевич лично бывал на лодке, лично присутствовал на пирсе при загрузке боезапаса, «чаевничал» с командиром Березовским на плавбазе в редкие минуты отдыха, наконец, лично напутствовал экипаж лодки, проводив его на крейсере в море.

Служба та прошла без ЧП. Что было дальше? Следом за К-40 на боевое дежурство стали ходить и другие наши атомные подлодки. А та, самая первая служба К-40, по словам Березовского, наградным ажиотажем не сопровождалась, орденами тогда не разбрасывались. Но с той поры у Вадима Леонидовича сложилось очень уважительное отношение к адмиралу Касатонову и еще чай он стал пить «по-касатоновски» - очень крепкий.

Трижды «геройская»

О К-40 можно сказать и так. Потому что из первого ее экипажа вышли три Героя Советского Союза.

Старпом К-40 Абулихат Умарович Аббасов с Березовским отслужил «чистых» два года. Был он офицером с головой, и в 1963-м ушел командиром на «заказ 105», значился такой в программе Севмашпредприятия. А в истории флота этот корабль 705-го проекта, как, впрочем, и его шесть собратьев и сам проект, остались уникальными высокоскоростными титановыми кораблями, которым не было равных в океане. Наградная формулировка Героя Советского Союза А.У.Аббасова - «за освоение новой техники» конечно не отражает в полной мере того, что отдал этот офицер нашему флоту и стране.

Замполит Юрий Иванович Падорин служил на К-40 тоже два года. Был затем начальником политотдела бригады подлодок у нас, на Яграх, позднее ушел в инспекторы ЦК, служил долго, стал членом Военного Совета, и вот там, по убеждению Вадима Леонидовича, вконец «забил свое сердце». Что до звания и звезды Героя, то получил его Юрий Иванович еще до перехода в «высокие инстанции», когда с экипажем Вадима Константиновича Коробова, тоже Героя Советского Союза, перегонял АПЛ с Северного флота на Тихоокеанский. Причем шли они так называемым крайним южным путем, то есть еще и Австралию с юга им пришлось огибать.

К слову, в скандальном и провокационном фильме Тома Кленси «Охота за «Красным Октябрем», в этой кинематографической каше из ложных представлений о нашем подплаве и откровенной американской глупости, некий адмирал Падорин упоминается как один из флотских начальников, сидящих в Москве. С чего это привиделось создателям голливудского ширпотреба, мне неизвестно.

Командир лодки К-40 Вадим Леонидович Березовский в особых представлениях не нуждается. После К-40 он командовал первой АПЛ второго поколения - К-137, нашим северодвинским «Ленинцем», а также соединениями подлодок, научно-исследовательским полигоном ВМФ. Он вышел в запас в звании контр-адмирала. Звезду Героя получил также с формулировкой «за освоение новой техники». Что она означает на самом деле, моряки и корабелы догадываются. Цену же награде точно знают лишь двое - сам Вадим Леонидович и Господь Бог.

Последний причал

Первая атомная лодка Березовского не попала под губительные для ракетоносцев сокращения Договоров ОСВ. Но в 1986 году ее вывели из состава флота, еще через четыре года, как мудрено указано в документе - «на лодке были выполнены работы по подготовке к временному ее хранению на плаву». Скажем проще - она была окончательно списана.

Зная о грядущем юбилее, я задался целью разузнать, где же сегодня коротает свой век эта подлодка, а может, не коротает вовсе? Оказалось, ракетоносец ждет своей очереди на утилизацию в Сайда-губе, то есть там, где стояла когда-то знаменитая 12-я эскадра и где в дни Карибского кризиса К-40 брала ядерный боезапас. Знакомые историки пытались запечатлеть нынешнее состояние подлодки и переслать мне эти снимки, но что-то у них не получилось.

Всего подводный ракетоносец совершил 8 боевых служб общей длительностью 416 суток и прошел 181877 миль.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Моряки-гиревики  |  Самым сильным и мужественным  |  Стальные кулаки нашего города  |
Культура   Земля - наш общий дом  |  Счастливого плавания, «Корабел»!  |  «Комплекс» в строю  |  Поморские новости  |  Многотиражка  |  Новое звание Абрамова  |  Лоцману технологической службы  |  Посланник  |
Происшествия   «Резвый» уже не порезвится  |
Экономика   Новый рыбзавод в Маймаксе  |
Мир   Первое и последнее плавание «Васы»  |
Северодвинск   На морских широтах  |  Подлодка К-40. Год сорокалетия  |
Россия   Информация с верфей  |  Идею грузовых «Акул» признали утопией  |  Бумажные кораблики  |
Общество   Династий на Севмаше стало больше  |  Первому горожанину - 65 лет  |  Конвейер ненависти  |  Железная дверь как железный аргумент  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Декабрь 2001
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com