Корабельная сторона
Номер от 3 декабря 2001 г.

Тернии и звезды кумира
Нечаянная встреча с любимой актрисой в аэропорту Ростова-на-Дону

То было в октябре 1962 года. Закончилась санаторная путевка, и из Ессентуков мы с Мишей, моим соседом по комнате, уезжали в один и тот же день. В родной Хабаровск Мише надо было добираться, как и мне в Архангельск, через Москву, и мы оказались попутчиками. Позавтракав в Минводах, мы были уверены, что обедать будем уже в Москве.

о настало время посадки, а ее все не было. Потом объявили отсрочку на час, еще на час, на два часа... Наконец настал момент, когда обрадованные пассажиры дружной толпой потянулись в накопитель. И тут, во время посадки, мы увидели знакомые лица и путем недолгих воспоминаний догадались: вместе с нами летят киноактеры, возвращающиеся с праздника кино, который проходил в Ставрополе. Поэтому, войдя в самолет, я не удивился, что мое место находится рядом с Мариной Ладыниной. Не успев еще порадоваться, что буду сидеть рядом с такой знаменитостью, как услышал голос: «Молодые люди, вы не согласитесь поменяться местами?» Говорившей оказалась Зоя Федорова, еще одна «кинодива», хорошо знакомая зрителям нескольких поколений. Если, «согласно купленным билетам», то я должен быть рядом с Мариной Ладыниной, Миша от нас через проход, рядом с Зоей Федоровой. Но, конечно же, пересаживаемся.

До Москвы два часа лету. Но не проходит и часа, а из динамика раздаются привычные слова: «Наш самолет приступил к снижению, просьба занять свои места, пристегнуть привязные ремни». В недоумении крутим головами и только потом слышим разъяснение о том, что «самолет производит посадку в аэропорту... города Ростова-на-Дону по метеоусловиям Москвы». Снова великое сидение. Сдвинув диваны, сидим общим цыганским табором на перроне вместе с актерами, слушаем анекдоты Плятта, тут же Олег Жаков, еще с десяток их спутников, должно быть, менее известные. Сейчас уже совсем забылось, кто там был. Зато прекрасно помню, как мы бегали по ближним газетным киоскам в поисках открыток для получения автографа. Увы! Открытки были, но с другими актерами. Молоденькой девушке из киоска я пытался объяснить, кто такая Марина Ладынина, однако названия картин «Трактористы», «Свинарка и пастух» ей совершенно ни о чем не говорили.

И снова настал час, когда мы чуть ли не с криками «Ура!» встретили приглашение к полету. И снова было разочарование, когда вместо Москвы, все по тем же метеоусловиям, мы оказались в Харькове. Там нам предложили получить вещи. В зале аэропорта был то ли ремонт, то ли большая уборка, и мы несколько раз перемещались с места на место. Как истинные джентльмены, я и Миша переносили чемоданы «наших» дам. Марина Алексеевна сильно стеснялась, а Зоя Алексеевна чувствовала себя при этом очень уверенно.

Возможность поговорить была большая, но темы кино мы почти не касались. Говорили в основном о преобразованиях в стране, шел как раз период «хрущевской оттепели», об особенностях северного климата и даже о футболе. Говорила больше Зоя, Марина оказалась более молчаливой и чем-то подавленной.

Пресса того времени личной жизни актеров не касалась. Скупые сведения на эту тему разносила народная молва. И только спустя много лет я узнал о печальном повороте в ее судьбе. Кинозвезду Марину Ладынину создал режиссер Иван Пырьев. Двадцать лет она с большим успехом снималась в его фильмах, вместе с ним удостоилась высоких наград. В середине пятидесятых семья распалась. Пырьев лепил уже новую звезду. Старая его не интересовала. Рассказывают, что тогда в минуту запальчивости он сказал: «Больше тебя никто и никогда снимать не будет!» С той поры новых фильмов с участием народной артистки СССР, лауреата пяти Сталинских премий Марины Ладыниной не появлялось никогда.

Было в жизни актрисы и печальное событие, связанное с Севером. В 1960 году в Архангельске также состоялся большой театрализованный праздник кино. Представление проходило на стадионе «Динамо», известные актеры в костюмах и гриме героев фильмов «живьем» показывались перед архангелогородцами. Ладынина совершала круг почета по гаревой дорожке на конной бричке, отождествляя фрагмент «Кубанских казаков». Тот самый, где она исполняет известную всей стране песню «Каким ты был, таким остался...» И тут произошло непредвиденное. То ли испугавшись грома аплодисментов, то ли еще по какой-то другой причине, но лошадь рванула с места в карьер и, не слушая поводьев, понеслась во весь опор под испуганные крики трибун. Трагедию предотвратил один из зрителей, неожиданно для всех бросившийся на поле. Он сумел схватить обезумевшую лошадь под уздцы и остановить ее, получив серьезные травмы.

Обо всем этом я вспомнил на днях, сидя у экрана телевизора. Шла передача, посвященная столетию Ивана Пырьева. И вдруг на экране появилась... сама Марина Ладынина. Не дававшая интервью сорок лет, выдающаяся актриса все же решила выступить. Большинство почитателей ее таланта считали, что ее уже нет в живых. Но оказалось, что Марина Алексеевна жива, как живы «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки» и другие замечательные картины с ее участием, с завидным постоянством появляющиеся на наших телеэкранах на радость зрителям.

Александр БУРЛОВ