Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 25 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 25 августа 2001 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 25 августа 2001 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

C-80. Автономка мертвых

Версия для печатиОтправить статью другу
Моему расследованию не один год, но конца ему не видно. Есть особенности. Чем глубже затягивал поиск, тем больше обнаруживалось ныне известных стране имен, причастных к событиям. Мне кажется, это показатель масштаба произошедшего. И еще - следы не раз возвращались в Северодвинск, где лодку и экипаж знали. Лодка приходила и становилась к причалам военно-морской базы, а одну из зимних навигаций простояла во льдах близ цеха 42 Севмашпредприятия.

Не удивительно, что среди ныне здравствующих горожан нашлись те, кто в разное время служил на этом корабле.

Нельзя не сказать - в трагедии и тайне С-80 присутствует многое из того, что не единожды выводит на параллель с катастрофой «Курска». К слову, по фатальному совпадению, погибшая в августе 2000 года АПЛ «Курск» легла на грунт всего в 20 милях от места трагедии С-80. Но об этом разговор особый.

На связь не вышла

Подлодка С-80 исчезла в Баренцевом море в ночь на 27 января 1961 года. Надвигался шторм, о прогнозе знали. Штаб флота приказал кораблям укрыться. Кто побежал в базу, кто спрятался за ближайшими островами, несколько лодок легли на грунт переждать непогоду.

С-80 находилась относительно далеко -в 50 милях от побережья, севернее полуострова Рыбачий. Здесь экипаж отрабатывал плановую задачу. В это, последнее плавание подлодка отправилась 25 января в половине шестого утра. Кораблем командовал капитан 3 ранга А.Д.Ситарчик. Сверх штатной численности на борту находились и несколько моряков из второго экипажа, в том числе и их командир - капитан 3 ранга В.А.Николаев, всего же - 15 офицеров, 16 старшин, 37 матросов.

Выходы в море с членами резервного экипажа в ту пору практиковались часто. В случае необходимости моряки из резерва обязаны были принять корабль и в короткий срок освоить его, а потому и отрабатывали курсовые задачи точно так же, как их товарищи из основной команды. Так и в тот раз: места отсутствующих по разным причинам подводников заняли «приписные» из резерва.

В новом начавшемся учебном году С-80 была введена в 1-ю линию. Считалось, что по своему техническому состоянию и подготовке личного состава она готова к выполнению задач, свойственных ее классу подводных кораблей.

Задачу моряки выполнили, и на следующие сутки, в 23.00 запросили разрешение вернуться. К этому моменту корабли, стоявшие на якорях в Полярном, ураган уже таскал по рейду.

Командир дивизии подводных лодок капитан 1 ранга Георгий Михайлович Егоров в ту ночь находился на плавбазе «Иртыш». Ныне он - адмирал флота, вспоминает:

- Ссылаясь на тяжелый прогноз, я дал радиограмму в штаб: «В связи с приближающимся ураганом прошу подлодку С-80 срочно возвратить в базу»... Приказал отправить в море часть лодок с рейда и погрузиться на глубину в назначенных районах. Находясь на мостике плавбазы «Иртыш», следил по локации за состоянием кораблей на рейде. От командиров лодок периодически поступали доклады о положении дел. Прошла радиограмма и от С-80, но поскольку она была адресована штабу подводных сил, мы не смогли ее раскодировать. Я же полагал, что моя просьба выполнена, что командир С-80 подтвердил приказ штаба о возвращении и лодка возвращается (На самом деле в упомянутой радиограмме с борта лодки был запрос командира на возвращение. - Прим. авт.).

Уже на рассвете получил тревожный доклад: «Узел связи флота постоянно вызывает подводную лодку С-80. Ответа от нее нет».

Каких только не возникло тогда предположений о причинах молчания корабля. Командир С-80, не получив распоряжения штаба о возвращении в базу, мог пойти на погружение, чтобы укрыться от шторма под водой. Решение тренировать экипаж при плавании под РДП в условиях тяжелого шторма в полярную ночь не вызывалось никакой необходимостью...

Впоследствии проверка журнала радистов показала, что приказа штаба подводных сил о возвращении С-80 на корабль не поступало...

Связь с подлодкой прервалась в 00.47. 27 января. Ее долго и беспрерывно вызывали, но она молчала, и Полярный погрузился в тягостное ожидание. Оптимисты еще строили предположения о выходе из строя передающего устройства на борту, кое-кто еще думал, что командир С-80 решил «отлежаться» на грунте, а комфлота уже направил на поиск корабли. В состав этой группы вошли 2 эсминца, четыре малых противолодочных корабля, судно разведки и спасатель. Но минули еще одни сутки глухого эфира, и по штабам понеслась настоящая паника - лодка-то считалась секретной!

Секрет «двойного цилиндра»

Право же, история этой лодки своеобычна, и не будет лишним рассказать о ней подробно. Поначалу дизель-электрическая С-80 была торпедной. Ее заложили на горьковском заводе «Красное Сормово» имени А.А.Жданова 13 марта 1950 года. Под заводским номером 80 эта средняя подлодка 613 проекта стала основоположницей самой большой серии подлодок, которая когда-либо строилась в стране - 215 единиц.

Лодки по тому времени были неплохими, поскольку вобрали в себя технические достижения. С-80 с самого начала попала в разряд опытовых - на ней планировалось испытать и отработать многое из того, что затем следовало бы внедрить на шедших за ней кораблях серии.

В первый экипаж подбирали лучших. Возглавлял его капитан 3 ранга Владимир Максимович Куприянов. Одним из штурманов стал М.В.Пуссе - ныне капитан 2 ранга в отставке, бывший флагманский минер соединения. Марк Васильевич до этого момента после окончания ленинградской «фрунзенки» служил на знаменитой лунинской К-21, и там зарекомендовал себя как один из лучших, одаренных офицеров. Для него, как и для многих, новое назначение на С-80 было признанием заслуг и проявлением особого доверия...

Лодка еще не вступила в боевой строй, а ее уже ждал чрезвычайно ответственный и опасный эксперимент. 9 июня 1951-го на Каспийском море корпус ее испытывали на прочность. В наиболее «слабых», по мнению инженеров, местах установили приборы, измеряющие напряжение конструкций. Затем лодку с экипажем в отсеках «на талях» опускали на критическую глубину. Рядом в полигоне дежурили спасатели на своем судне. В случае аварии водолазы должны были прикрепить к корпусу лодки понтоны, чтобы затем поднять ее на поверхность. Но, по правде сказать, сделать это они могли лишь теоретически... Поэтому Марк Васильевич так и сказал - «испытывали азиатским способом - о людях не думали».

Но эти слова его прозвучали через 45 лет после эксперимента. А тогда молодой штурман Пуссе, ведший вахтенный журнал, был счастлив и горд ролью испытателя, и в конечной точке спуска восторженно и не по-уставному записал: «Глубина - 203 метра! Ура!».

Таким образом, инженеры и моряки убедились - в конструкции подлодок 613 проекта заложен достаточный запас прочности.

После подписания приемного акта лодку перевели с Каспия на Северный флот по системе внутренних водных путей - маршрутом, по которому еще в Великую Отечественную войну попадали в Молотовск (Северодвинск) волжские подлодки. Затем С-80 несколько раз возвращалась из Полярного в Северодвинск для обеспечения испытаний в Белом море больших торпедных лодок 611 проекта, которые строил завод N 402. В тот период и до ухода в военную приемку в конце 1955 года С-80 командовал Василий Петрович Шумаков. Старшим помощником был капитан-лейтенант Анатолий Дмитриевич Ситарчик.

Время не стояло на месте, и в 1957 году в работу был запущен проект 644 - он предусматривал переоснащение подлодок 613 проекта в носители нового оружия - крылатых ракет для стрельбы по береговым целям. Планировалось модернизировать 6 лодок, и первой для этого в Горький ушла С-80.

В 1959-м лодка вновь появилась в Северодвинске - для проведения испытаний. Теперь она несла вне прочного корпуса, позади рубки, два герметичных контейнера, куда помещались крылатые ракеты комплекса П-5. Контейнеры были цилиндрической формы, и эксперты НАТО сразу же окрестили С-80 и подобные ей лодки «Twin Cylinder» - «двойной цилиндр». Для противостоящей Советскому Союзу стороны проект 644, а именно к нему теперь относилась бывшая торпедная лодка, несомненно представлял интерес.

Нужно сказать, что в результате переоборудования на корабле появились астронавигационный комплекс «Лира», прочные аварийно-балластные цистерны, упоминаемые контейнеры; для повышения остойчивости лодке добавили балластный киль; подверглись изменениям надстройка и ограждения прочной рубки. Последние, к слову, значительно ухудшили акустические характеристики подлодки - за большую шумность те же эксперты НАТО прозвали ее еще и «ревушей коровой». Но самый главный, приобретенный С-80 недостаток заключался в том, что отныне лодка располагала всего 16 тоннами запаса водоизмещения, и перегрузка приводила к снижению запаса плавучести и остойчивости. Но в целом это, конечно же, был современный ударный корабль, несший грозное оружие.

Срок автономности истек

И вот теперь С-80 искали в зимнем океане. Искали всем флотом: подняли авиацию, вертолеты пограничников, отозвали с промысла тральщики «Севрыбы». В среднем, ежесуточно в квадрате находилось 30 кораблей, а в отдельные дни их число возрастало до 40. Район в 384 квадратных мили изрезали галсами, дно обшарили вдоль и поперек. К поиску подключились береговые радиотехнические посты.

Наконец - тусклый проблеск надежды - 3 февраля в сетях РТ-38 обнаружили аварийный буй. Бросились рассчитывать его возможный дрейф. Однако точки, где его зацепили, так и не определили. А нужно было всего-то пройти полторы мили севернее места, где затралили буй. Но, кто ж знал!

Срок автономности истек 16 февраля. К тому же, вмешалась штормовая погода; части поисковых кораблей уже требовался ремонт. Дальше обнаружить С-80 пытались меньшими силами, а рыболовные траулеры еще раньше отпустили на промысел. С 24 февраля поисковая группа обычно состояла из 2-4 тральщиков и спасательного судна, на котором имелась наблюдательная камера для визуального обследования лежащих на грунте предметов. Правда, использовать ее на глубинах 200-250 метров не представлялось возможным из-за ограниченной видимости.

Всего же в период интенсивных поисков, то есть с 28 января по 16 февраля спасатели зарегистрировали 27 контактов и зацепов тралами. Все они после тщательного анализа были признаны ложными.

Подозреваются в измене?

На ЧП союзного масштаба в Полярный прилетели сразу несколько комиссий, а еще и заместитель министра обороны маршал К.К.Рокоссовский - главный инспектор Вооруженных Сил. Недостатка в версиях не было. Но об одной надо сказать отдельно - версии угона за рубеж. Возникла она так...

Беседовали с семьями подводников. Понятно, слез там хватало, а с ними выплескивалось и глубоко личное. И вот жена командира лодки, будучи во взвинченном состоянии бросила: «Да как же вы могли такую лодку ему доверить?! Она, наверное, давно уже за границей!». Многих от этих слов холодный пот прошиб - а что, если и впрямь угнали?!

Личность командира подлодки капитана 3 ранга А.Д.Ситарчика со слов тех, кто его знал, представляется противоречиво.

Вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза Е.Д.Чернов, а в конце 50-х - капитан-лейтенант старпом С-80, говорит о нем так: «Смелый, решительный и грамотный подводник. Отец его, генерал авиации, погиб в войну. Анатолий Дмитриевич выходил в море в отцовском летном шлеме и его перчатках. Это был его талисман...». К слову, об отцовском шлеме и перчатках вспоминали почти все северодвинцы, знавшие Ситарчика: он гонял в них по городу на мотоцикле, и запомнился еще тем, как стремительно проносился по Ягринскому мосту - к пирсу, на утреннее построение команды.

Этический закон: о мертвых - либо хорошее, либо ничего, не распространяется на погибших при исполнении...

По иному высказывается о командире подлодки адмирал флота в отставке, Герой Советского Союза Г.М. Егоров (в 1961 году - начальник штаба дивизии): «Подводные лодки с крылатыми ракетами - новые, сложные по устройству и управлению корабли. Поэтому нам приходилось часто выходить в море на них, изучать личный состав, особенно командиров. Тогда-то я и обратил внимание на одного из них. В море он допускал оплошности, часто нервничал, что совершенно недопустимо для подводника. Я не раз обращался к командующему подводными силами контр-адмиралу Г.Т.Кудряшову с просьбой отправить с просбой отправить этого командира на тщательную медицинскую проверку для определения его психологического состояния, но этого сделано не было.

Вскоре я снова вышел в море на той же подводной лодке для проверки корабля и всех его систем на глубоководное погружение, с уходом на глубину до 170 метров. Испытания показали, что прочный корпус, все забортные отверстия, механизмы в основном удовлетворяют предъявляемым требованиям. Но снова возникли претензии к командиру корабля. Поэтому я приказал начальнику штаба дивизии капитану 1 ранга Н.М.Баранову не отправлять лодку в море, а заняться совершенствованием подготовки командира и личного состава непосредственно в базе».

- Как командир Ситарчик был слаб, - подтвердил бывший боцман С-80 И.А.Кравченко. - К тому же, по словам Ивана Алексеевича, еще имел пристрастие к командирской водочке, а вкупе оба эти обстоятельства стали причиной того, что Ситарчика очень долго не утверждали в должности командира, и держали как и.о.

Еще откровеннее высказался северодвинец капитан 2 ранга М.В.Пуссе... Дело, конечно, прошлое, но Ситарчик крепко выпивал. В дивизии этот грех за ним знали, но было кому закрыть на то глаза. Марк Васильевич припомнил даже эпизод, когда выход подлодки из Северодвинска в полигон на стрельбы едва не сорвали - командира долго искали по злачным местам в городе...

Ясно, что после тех слов жены особисты готовы были перевернуть все... Но Рокоссовский тогда, почти невзначай, обронил фразу - «не будем плохо думать о погибших», и версию с пьянством командира и тайным бегством за рубеж отставили.

В документах правительственной комиссии 1961 года записали: «На лодке произошла тяжелая авария, связанная с поломкой техники, с которой экипаж в условиях урагана не смог справиться». Хотя в примечаниях не исключались и другие причины гибели.

Искать и не сдаваться

Исчезнувшая ракетная лодка многим не давала покоя. Ее продолжали искать. Хотя и меньшими силами, но каждый год отряжали для этого корабли. Более того, флот убедил правительство подключить науку, чтобы ускорить создание более эффективных средств поиска затонувших кораблей.

Уже к 1965 году военным морякам были предоставлены опытные образцы гидрографического эхотрала - ГЭТ, подводного телевизионного комплекса - АПТ-2П, буксируемого магнитного металлоискателя - ММБ, гидролокационной станции специально для обнаружения подлодок, лежащих на дне - МГА-6.

Той же осенью их испытали и отправили на доработку. А еще через 2 года флот получил уже усовершенствованные серийные образцы. Их вскоре установили на спасательных судах и минных тральщиках. Тогда же провели и опытовое учение: на грунт «уложили» действующую подлодку, чтобы затем искать ее.

В 1967-м поиск возобновился как бы на обновленной технической основе. Операцию возглавил первый заместитель командующего Севернымо флотом вице-адмирал А.И. Петелин. Строй кораблей, идущих так называемым «уступом», теперь составили спасатель и три тральщика. В южной части полигона моряки зарегистрировали 174 контакта, но, тщательно проанализировав их, выделили всего один, как принято называть - «уверенный контакт». Место обследовали с помощью подводной камеры, и на глубине 240 метров обнаружили танкер, затонувший еще в годы Великой Отечественной войны. Эта находка не огорчила поисковиков, наоборот - приободрила, ведь взятые на вооружение техника и тактика начали приносить им конкретные результаты.

На следующий год галсы нарезались уже в северной части полигона. 23 июля на спасательном судне СС-47 сначала зарегистрировали уверенный контакт, а потом подтвердили его с пяти направлений. 4 августа сюда же подошли тральщики дивизиона капитана 2 ранга В.Г.Буклина. В ход пошли эхо-тралы и буксируемые металлоискатели. Сомнений не осталось: в точке 70 01»23»N и 36 35»22»Е на грунте лежит подлодка...

Теперь уже вызвали спасатель «Алтай» со спускаемой наблюдательной камерой. Под воду пошли главстаршина Замошин, старшины 1 статьи Григорьев и Краснокутский, старший водолазный специалист бригады аварийно-спасательных судов капитан 3 ранга И.Ф.Иващенко. Произошло это 12 августа 1968 года. Затем было 10 погружений. Наблюдатели установили: обнаруженная подводная лодка имеет бортовой номер 552; лежит на грунте с креном на правый борт 30-40 градусов; без видимого дифферента; аварийно-спасательные буи в выгородках отсутствуют; горизонтальные рули находятся в положении «на всплытие»; вертикальный руль - 20 градусов на левый борт; легкий и прочный корпус видимых повреждений не имеют; на подлодке и вблизи нее большое количество деталей от рыболовных тралов и снастей, из которых одна сеть поддерживается поплавками в вертикальном положении на высоте 15-20 метров.

Надо сказать, эта сеть в дальнейшем создавала большую угрозу для спасателей, когда они опускались к лодке в неуправляемой под водой наблюдательной камере.

Продолжение следует…



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Как справиться с комплексом  |
Северодвинск   На морских широтах  |  Информация с верфей  |  Рыбный завод для викингов  |
Россия   Барк «Крузенштерн» вернулся из дальнего похода  |  Паром стратегического назначения  |  Ледокол «Ямал» пошел на полюс  |  Новый буксир от «Пеллы»  |  Верным курсом идете?  |  C-80. Автономка мертвых  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2001
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com