Корабельная сторона
Номер от 25 августа 2001 г.

Как справиться с комплексом
Cоветская экономика, по сути, была единым военно-промышленным комплексом. Неудивительно, что рыночные реформы наиболее болезненно ударили именно по ВПК. Считалось едва ли не аксиомой, что от этого комплекса новая российская экономика должна избавиться. И избавлялась со всеми известными издержками. Но вот ВПК вновь объявлен приоритетом.

- Что, наступило время реставрации?

- Время реформы. А это совсем не одно и то же.

- Но все-таки главная цель реформы - вернуть российскому ВПК былую мощь?

- Главное - добиться того, чтобы оборонный комплекс был соразмерен тем задачам, которые перед ним поставлены. И также соразмерен тем экономическим возможностям, которые есть у страны.

- Значит ли это, что ВПК по-прежнему неадекватно велик для России?

- Абсолютно так. Напомню, что нам досталось примерно 70 процентов оборонного комплекса СССР.

- Процесс распада ВПК был почти стихийным. Предприятия закрывались, реформировались, переходили в частные руки. Правительство достоверно знает, кому сегодня принадлежит оборонный комплекс?

- Примерно 50 процентов остается в собственности государства, это государственные унитарные предприятия, остальное - акционерные общества с участием частного капитала.

- Как известно, в гражданских отраслях промышленности установить реального хозяина предприятия - задача до сих пор неразрешимая. Достаточно вспомнить попытки выяснить, кто стоит за офшорными компаниями, владеющими «Аэрофлотом». Есть подозрение, что и в оборонном комплексе ситуация та же.

- Напрасное подозрение. В ВПК нет этих игр, там все гораздо прозрачней. Правительству известно, кто является собственником. Как на уровне юридических, так и на уровне физических лиц. Доля офшорных компаний минимальна, до 5 процентов.

- Чем это можно объяснить?

- Были определенные особенности при приватизации оборонных предприятий. Государство, в тот момент достаточно ослабленное, все же этот процесс контролировало. В том числе с помощью спецслужб, и это абсолютно правильно. Кроме того, приватизация в оборонном комплексе, как это ни парадоксально, не требовала больших денег. И соответственно не было потребности скрывать источники, из которых эти деньги поступали.

- Дешевая распродажа?

- В каком-то смысле. Государство не смогло в силу разных причин оценить ту интеллектуальную собственность, которую накопил ВПК. А именно: она была наиболее капиталоемкой его составляющей. Предприятия же продавались практически по остаточной стоимости.

- Иностранный капитал был допущен?

- На начальной стадии, в 92 - 93-м годах. Но я не помню случая, чтобы в какой-либо серьезной оборонной компании присутствие иностранного капитала было больше 15 процентов.

- Не случилось ли так, что в ходе приватизации в частные руки перешли многие наиболее эффективные предприятия ВПК? Государству же достался преимущественно неликвид?

-Что касается «неликвида», то ситуация не такая драматичная.

- Что вы в этом смысле считаете нужным изменить?

- Разобраться с теми частными собственниками, которые, получив в руки предприятия ВПК, ущемляют интересы государства.

- Можете привести пример?

- Нет. Речь идет о слишком серьезных структурах, которые могут помешать реформе.

- Значит, в ВПК есть предприятия, фирмы, компании, с которыми государство будет свои отношения перестраивать?

- Упорядочивать. Это точнее.

- Какие шаги уже намечены?

- Правительство предполагает создать целый ряд крупных военно-промышленных холдингов, в которые войдут и конструкторские бюро, и серийные заводы. Каждый из этих холдингов будет иметь свои особенности, и в каждом случае предполагается отдельный указ президента.

- Но какие-то общие подходы существуют?

- Управлять холдингами будут специально созданные управляющие компании. В большинстве случаев акционерные общества с контрольным пакетом у государства. Главная задача - не считать станки и не контролировать каждый шаг конструкторов или производителей. Главная задача другая - сконцентрировать ресурсы. Для изучения рынка, для работы на нем и для создания новой техники.

- В холдинги войдут и государственные, и частные компании?

- Что касается предприятий, то здесь форма собственности может быть разной. Да, теоретически мы можем предпринять ряд шагов, чтобы где-то увеличить госпакет. Но это делать вовсе не обязательно. Некоторые управляющие компании в холдингах будут существовать как государственные унитарные предприятия.

- Каким образом государство получит контрольный пакет в управляющих компаниях - за счет дополнительных бюджетных вложений?

- С помощью переоценки интеллектуальной собственности, о которой мы уже говорили.

- Но интеллектуальная собственность может принадлежать, скажем, конструктору. При чем тут государство?

- Сегодня Программа вооружений на ближайшие десять лет и есть главная интеллектуальная собственность государства в ВПК. В договорах на военный заказ, который, напомню, финансируется бюджетом, всегда оговаривалось и оговаривается, что интеллектуальная собственность принадлежит Российской Федерации. Это принципиальный момент.

- А как будут строиться отношения с серийными заводами?

- Они будут получать лицензии и военный заказ на производство техники.

- Независимо от формы собственности?

- Независимо. Их интерес будет состоять в том, чтобы получить бюджетное финансирование и гарантированный рынок сбыта.

- ВПК не может рассчитывать на большие деньги из бюджета. Оборонщики жалуются, что денег мало.

- Денег много. Но их недостаточно для того, чтобы решить те задачи в области обновления вооружений, которые мы перед собой ставим.

- Затянем потуже пояса?

- Может быть, от меня, вице-премьера, курирующего в том числе ВПК, это слышать странно, но я уверен: российский бюджет уже напряжен оборонными расходами. Хотя это только 2,56 процента от ВВП, в то время как ниже 3 процентов практически ни одна страна не опускается.

- Значит, расчет на частные инвестиции?

- Не в последнюю очередь. Кстати, по закону в холдингах с управляющей компанией в виде АО государственные унитарные предприятия должны также быть преобразованы в АО.

- Продолжится приватизация?

- Не исключено, если это будет целесообразно. Для начала же это будут АО со стопроцентным госпакетом.

- Насколько велико сопротивление реформе?

- Колоссально. Причем на всех уровнях. Сопротивляется ряд директоров заводов, некоторые из региональных руководителей, федеральные структуры.

- Почему?

- Видимо, реформа противоречит их интересам.

- И это сопротивление явно?

- Вполне.

- Вы подробно рассказали о том, что нового предлагает реформа. А от чего она предлагает отказаться?

- От иллюзий. Многие в ВПК до сих пор уверены в том, что тут все еще вернется к советским масштабам.

Беседу вела Людмила ТЕЛЕНЬ, «МН»