Новости Северодвинска и Архангельской области

Зинаида Ларионова: «Я жила в театре»

26.06.2016
Изменить размер шрифта
Актриса Северодвинского драмтеатра В.П. Варгунова. З.Н. Ларионова с мамой. Фото из архива Зинаиды Ларионовой

Два года назад с моей бывшей коллегой Зинаидой Николаевной Ларионовой (Варгуновой) мы были в Архангельском областном драмтеатре на концерте оркестра Глена Миллера. Но речь пойдёт не о концерте. Зинаида Николаевна в антракте сказала мне странную фразу: «Я когда-то жила в этом театре!» Сначала я подумала, что это фигура речи, но оказалось всё гораздо прозаичнее.

Волшебный замок
Мама Зинаиды Николаевны – драматическая актриса Валентина Петровна Варгунова в начале карьеры служила в Архангельском драмтеатре. Так вот, оказывается, семьи молодых актёров, как, впрочем, и старших тоже, жили прямо в театре во вполне комфортных для того времени условиях: хорошая комната, ванна, общие прачечная и кухня. Вход в жилые помещения был со стороны Двины. Кстати, свои квартиры тогда были только у звёзд, таких как Плотников и Горшенин. 

Зинаида Николаевна говорит:

- Для нас, актёрских детей, театр был настоящим волшебным замком. Сколько там было интересного! Каждый уголок театра был нами обползан, мы даже на колосники забирались. У моей тогдашней подружки Ариши Савич прямо из квартиры был вход в ложу, откуда всё было отлично видно. Мы все спектакли видели!

Зиночкина мама Валентина Варгунова была очень хороша собой. Яркая и эмоциональная, она быстро стала заметной в театре. Зрители той поры наверняка вспомнят её роли в спектаклях «Иван да Марья», «Барабанщица», «Именем революции», «Снежная королева». Маленькой Зине очень не нравилось, когда в спектакле «Снежная королева» злой Советник душил её маму - Герду. Однажды она не выдержала и закричала на весь зал: «Не трогайте мою маму!» А с исполнителем роли Советника Зина долго не здоровалась... Потом у Валентины Варгуновой было много других ролей. Хорошо запомнился Зинаиде Николаевне весёлый спектакль «Дачники», по сценарию которого потом был снят фильм «Три плюс два».

А ещё Зинаида Николаевна рассказала, что в те годы в Архангельск приезжало много настоящих советских звёзд: Александр Вертинский, Николай Сличенко, сестра знаменитого Николая Гриценко - Лилия Гриценко (помните милейшую Наталью Сергеевну в фильме «Верные друзья»?), да разве всех перечислишь!.. А какая была гастрольная афиша: Пермский драмтеатр, Московская и Ленинградская оперетта, Ярославский симфонический оркестр! Билетов было не достать! А театральные дети всё это видели. Хорошо помнит Зинаида Николаевна и великолепные ёлочные представления 50-х годов в Архангельском театре: ребячьи хороводы вокруг сразу двух сверкающих высоченных ёлок, клоуны, конкурсы, подарки, киоски с мороженым в вестибюле. Безмерное детское счастье!

Друзья-актёры
После Архангельска была Алма-Ата, а потом уже Северодвинск. Зинаида Николаевна говорит:
- Северодвинский театр после Архангельска и Алма-Аты показался мне тогда бедноватым. Но мамина карьера и тут сложилась неплохо! Снова сказки: «Конёк-Горбунок», «Иван-медведь», драмы «Путешествие в ближние страны», «Игра без правил», «Спасите наши души» и многие другие.

И если Архангельск запомнился Зинаиде Николаевне театром-домом и сказочным замком, то Северодвинск стал городом маминых друзей-актёров.

Знакомые тогдашним театралам актёры Зоя Бредихина, Галина Лучинская, Галина Старкова были для юной Зины просто тётей Зоей и тётями Галями.

Когда тётя Зоя приезжала от своих друзей из Москвы, слушать её можно было, раскрыв рот от счастья! Да как же иначе? Ведь в её эмоциональных рассказах звучали такие имена!

Знаменитые футболисты Старостины, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Беата Тышкевич и другие советские и западные звёзды первой величины. Зое Петровне случалось встречаться с ними на театральных и кинофестивалях, откуда она привозила буклеты известных театров и прекрасно оформленные фотоальбомы с кинофестивалей. Многие из них были подарены Зине. К сожалению, с переездами эти свидетельства времени были утрачены, о чём Зинаида Николаевна очень сожалеет.

Галина Александровна Лучинская, очаровательная женщина, мама трёх девочек, много читала и была знатоком поэзии. Она приносила Варгуновым новые сборники поэзии и с удовольствием читала любимые стихи, приобщив тем самым Зину к хорошей литературе. А тётя Галя Старкова плела Зиночке замысловатые косы и лучше всех на свете танцевала цыганочку.

Зинаида Николаевна помнит праздники родительских друзей в их дивной комнате в доме 33 на улице Индустриальной. Комната была в коридорной системе, нынче мало кто о такой знает. А было там, как в песне Владимира Высоцкого, «на 38 комнаток всего одна уборная...». Но что там бытовые неудобства, если актёры были молоды и гуляли весело: Зинин отец хорошо играл на гитаре и пел, гости танцевали, хохотали, рассказывали весёлые театральные байки. Когда встречали один из их первых в Молотовске новогодних праздников, новорождённая дочка Лучинских Милана спокойнёшенько проспала весь весёлый праздник в большом чемодане. По сей день Зинаида Николаевна встречается с «девочками Лучинскими», одна из которых и сегодня называет её тогдашним домашним именем Зиначка-душачка.

«Не хочу быть тридцать пятым лебедем!»
Странно, но жившей в творческой актёрской среде Зинаиде Николаевне, как, впрочем, и большинству знакомых актёрских детей, никогда не хотелось быть ни актрисой, ни балериной, как она говорит, «тридцать пятым лебедем». Всего одна из её подруг, тоже из актёрской семьи, Ира Макарова, стала балериной.

Зоя Бредихина советовала Зине поступить на театроведческий факультет. Но Зина стала учителем русского языка и литературы. Работала поначалу в торгово-кулинарном училище Северодвинска. А потом, до самой пенсии, - в комиссии по делам несовершеннолетних, где, как ни странно, во всей красе проявился артистический дар Зинаиды Николаевны. Мамины гены сработали-таки! 

Беседы ведущего специалиста комиссии Зинаиды Николаевны Ларионовой с малолетними правонарушителями надо было видеть. Это были настоящие моноспектакли! То мелодрамы, то комедии, то трагедии, то «моралите», но никогда - фарс! В Ларионовой можно было увидеть то злого, то доброго следователя, то заботливую маму, то суровую классную даму. Всё в ней работало на пользу дела: и лицо, и голос, и поза. Каждая мизансцена была по Стани-славскому психологически точно выстроена для каждого конкретного мальчишки или нерадивой мамаши. А про богатейший словарный запас и потрясающее остроумие Зинаиды Николаевны с восторгом вспоминают все присутствовавшие при этом действе.

Воспитательный эффект от этих бесед, несомненно, был. Недаром сегодня бывшая северодвинская шпана, а ныне взрослые уважаемые люди, встречая Зинаиду Николаевну, с искренним почтением раскланиваются с ней и благодарят её за вовремя преподанные уроки! Так что в своем деле, Зинаида Николаевна, вы были далеко не «тридцать пятым лебедем», а скорее, самой настоящей примой!.. Что ж, уроки жизни в театре не пропали даром!

Татьяна БУКУРОВА

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий